В философии достоверное правильное знание называется

В философии достоверное правильное знание называется

В науке надо повторять уроки, Чтобы хорошо помнить их.

Цели: систематизировать изученный материал; определить уровень сформированное™ предметных компетенций модуля «Познание».

Тип урока: урок контроля знаний.

Г. Организационный момент

Учитель просит назвать модуль (содержательную линию), изучение которого было завершено на прошлом уроке, и далее определяет цели настоящего урока.

П. Работа с основными понятиями модуля

Каждый ряд составляет одну команду. Команда, которая первой и правильно выполнит задание, получает определенное количество баллов. Сумма впоследствии будет разделена на количество членов команды, и полученный балл можно будет использовать для повышения своей индивидуальной оценки. Например, за устный ответ или другую индивидуальную работу на уроке получена оценка «3». У вас в запасе есть 1 балл. Ваше право прибавить его к оценке и получить «4».

Проведем терминологическую эстафету. Обратите внимание, что на первом столе каждого ряда лежат полоски бумаги, на которых написаны термины и отдельно определения этих терминов. Полоски бумаги разложены беспорядочно. На доске — три листа ватмана, на которые каждая команда должна прикрепить термин и соответствующее ему определение.

(Друг за другом ученики подходят к столу и берут одну полоску бумаги.

Эстафету передают касанием ладоней.

Время выполнения 5 минут, количество баллов — 3.

Набор терминов и их определений:

• истина (правильное отражение действительности в мысли, критерием которого в конечном счете является практика);

• познание (общественно-исторический процесс деятельности человека, формирующий знания);

• знание (проверенный практикой результат познания действительности);

• сенсуализм (учение, которое признает основой достоверного знания ощущения);

• рационализм (направление в философии, которое признает основой познания разум);

• исследование (процесс научного изучения объекта);

• дедукция (получение конкретного знания на основе общих знаний);

• индукция (умозаключение от фактов к общему утверждению).

После завершения эстафеты команды имеют право в течение

1 минуты найти ошибки у соперников или исправить свои собственные. Каждая исправленная ошибка соперника добавляет команде

Теперь выполним терминологический диктант. Для этого от каждой команды выходит по одному человеку к доске, остальные пишут ответы в тетрадях. Если задание на доске выполнено правильно, в том числе и грамматически, команда получает 1 балл.

(Учитель диктует определение, ученики записывают термин.

1. Чувственное познание, паранауки, агностицизм, абстрактное познание, эмпирический уровень познания.

2. Практика, рациональное познание, ощущение, теоретический уровень познания, относительная истина.

Выполнение этих двух заданий (эстафета и диктант) покажет, как учащиеся готовы к тестированию. Если допущено много ошибок, учитель проводит фронтальную работу над ошибками. В заключение нужно спросить, какие термины еще раз необходимо объяснить.)

Проведем контрольное тестирование.

Время выполнения — 25 минут.

1. Объективная реальность, данная в сознании человека, — это.

в) истина; г) воображение.

2. Процесс самопознания не характеризуется.

а) определением своих способностей;

б) формированием отношения к своей внешности;

г) познанием общественных норм и ценностей.

3. Элементарные сведения о природе, о людях, условиях их жизни, общении позволяет получить.

а) мифологическое познание;

б) философское познание;

в) обыденно-практическое познание.

4. Субъект познания — это.

а) совокупность методов и приемов, которые способствуют познанию;

б) познающий человек;

в) то, на что направлено познание.

5. Выберите правильный ответ.

А. Чувственное познание осуществляется в формах ощущения, восприятия и представления.

Б. Понятие, суждение, умозаключение — это формы рационального познания.

а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б;

в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.

6. Обобщенный чувственно-наглядный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти, — это.

а) ощущение; б) восприятие;

в) мировоззрение; г) представление.

7. Суждение — это.

а) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается;

б) форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;

в) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;

г) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.

8. К критериям истины относится.

а) длительность существования суждения;

б) количество людей, придерживающихся данного суждения;

в) возможность подтверждения суждения на практике;

г) непротиворечивость суждения всем предшествующим.

9. Закончите фразу: «В философии достоверное, правильное знание называется. »

10. Какое из двух приведенных суждений можно отнести к научному выводу?

а) задатки человека носят социальный характер, они приобретаются в ходе социализации личности;

б) природной основой развития способностей человека являются врожденные задатки.

11. Уровень научного познания, характеризующийся преобладанием рациональных форм познания — понятий, умозаключений, теорий, законов, отражающий явления и процессы в аспекте их внутренних связей и закономерностей, — это.

12. Выберите правильный ответ.

А. Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания, они не противопоставляются друг другу.

Б. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса.

а) правильный ответ А;

б) правильный ответ Б;

в) правильного ответа нет;

г) правильны оба ответа.

13. Форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве, — это.

а) гипотеза; б) теория;

в) проблема; г) диспозиция.

14. Метод познания, суть которого заключается в изначальном познании отдельны.

Обобщающий тест
тест по обществознанию (10 класс) на тему

Обобщающий тест по теме «Познание» .

Предварительный просмотр:

Обобщающий тест по теме «Познание»

1. Объективная реальность, данная в сознании человека, — это…

А)познание; Б)знание; В)истина; Г)воображение.

2. Процесс самопознания не характеризуется…

А)определением своих способностей;

Б)формированием отношения к своей внешности;

Г)познанием общественных норм и ценностей.

3. Элементарные сведения о природе, о людях, условиях жизни их жизни, общении позволяет получить…

А)мифологическое познание; Б)философское познание; В)обыденно-практическое познание.

4. Субъект познания – это…

А)совокупность методов и приемов, которые способствуют познанию;

В)то, на что направлено познание.

5. Выберите правильный ответ.

А. Чувственное познание осуществляется в формах ощущения, восприятия и представления.

Б. Понятие, суждение, умозаключение – это формы рационального познания.

А)правильный ответ А; Б)правильный ответ Б; В)правильного ответа нет; Г)правильны оба ответа.

6. Обобщенный чувственно-наглядный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти, — это…

А)ощущение; Б)восприятие; В)мировоззрение; Г)представление.

7. Суждение – это…

А)форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается;

Б)форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;

В)форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;

Г)целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.

8. К критериям истины относятся…

А)длительность существования суждения;

Б)количество людей, придерживающихся данного суждения;

В)возможность подтверждения суждения практикой;

Г)непротиворечивость суждения всем предшествующим.

9. Закончите фразу «В философии достоверное, правильное знание называется…»

Читать еще:  Как правильно вялить мясо в домашних условиях

10. Какое из двух приведенных суждений можно отнести к научному выводу?

А)задатки человека носят социальный характер, они приобретаются в ходе социализации личности;

Б)природной основой развития способностей человека являются врожденные задатки.

11.Уровень научного познания, характеризующийся преобладанием рациональных форм познания – понятий, умозаключений, теорий, законов, отражающий явления и процессы в аспекте их внутренних связей и закономерностей, — это…

А)теоретический; б)чувственный; в)эмпирический.

12 .Выберите правильный ответ.

А. Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания, они не противопоставляются друг другу.

Б. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса.

А)правильный ответ А; Б)правильный ответ Б; В)правильного ответа нет;

Г)правильны оба ответа.

13. Форма познания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. – это…

А)гипотеза; Б)теория; В)проблема; Г)диспозиция.

14. Метод познания, суть которого заключается в изначальном познании отдельных свойств изучаемых явлений, на основе которого затем делаются обобщения различного уровня, называется…

А)метод индукции; Б)анализ; В)синтез; Г)метод дедукции.

Знание – достоверное, истинное представление о чем-либо

Знание — проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; Понимание (лат. Intellectus) — универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений.

.Само происхождение знания и понимания тоже различно. Знание образуется в человеке потому, что он одарен органами чувств – его разум при этом остается пассивным. А так как органы чувств у всех людей одинаковы, то и знания всем им доступно в одинаковой степени. Понимание образуется при активном участии человеческого разума. А так как разум не одинаков у людей, то и понимание свойственно им в разной степени

Писатель, философ и гуманист Олдос Хаксли проводит чёткую границу между знанием и пониманием. Человек может жить в картонном мире шаблонов псевдознаний — или отказаться от информационного мусора и отдаться силе понимания. Выбор есть!

Знание приобретается, когда нам удаётся включить новый опыт в уже существующую у нас систему представлений. Понимание приходит, когда мы освобождаемся от старого и делаем возможным непосредственный контакт с новым, с тайной нашего бытия.

Знание всегда выражено в концепциях и может быть передано при помощи слов и других символов. Понимание не концептуально и по этой причине не может быть передано. Это непосредственное переживание, которое допускает только обсуждение (очень приблизительное), но никогда — передачу. Никто не может почувствовать боль или горе, радость или голод другого человека. Подобным образом, никто не может испытать чужое понимание конкретного явления или ситуации. Само собой, может существовать знание о таком понимании, и это знание может быть передано через речь или письмо. Подобное передаваемое знание служит полезным напоминанием о существовании понимания в прошлом и о возможности его существования во все времена.

ЗНАНИЕ ТАК ЖЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПОНИМАНИЯ, КАК РЕЦЕПТ НА ПЕНИЦИЛЛИН ОТ САМОГО ПЕНИЦИЛЛИНА.

Понимание не может быть приобретено ни по наследству, ни в результате упорного труда. Это нечто, что при благоприятных обстоятельствах приходит к нам само по себе.

Однако совсем иначе обстоит дело с противоположным заблуждением — ошибочным предположением, будто знание равнозначно пониманию. Любой взрослый человек владеет обширным запасом знаний. Некоторые из этих знаний правильные, некоторые неправильные, а некоторые — попросту лишены смысла.

Правильное или неправильное, содержательное или бессмысленное, знание и псевдознание так же распространены, как грязь, и поэтому воспринимаются как должное. Понимание, напротив, так же редко, как изумруды, и поэтому высоко ценится.

Понимание в гуманитарных науках.

Исследователи-методологи выявили ряд функций научной теории, в частности, информативную, систематизирующую, объяснительную, предсказательную и др. Объяснительная функция является ведущей, тесно связанной с предсказательной функцией. В гуманитарном знании в качестве оснований для объяснения часто выступают типологии, а процедуры объяснения с необходимостью дополняются пониманием и интерпретацией.

По эвристическим возможностям понимание не уступает рациональному способу познания, но значительно расширяет палитру познавательных средств, включая в них

интуицию, чувства, переживание. Тем не менее процедуру понимания не следует квалифицировать как иррациональный способ познания, иррациональный момент не является в ней основным.

Понимание — активная процедура постижения смысла, которая состоит в обозначении и обследовании внутрипредметнои и околопредметной сферы. Осмысление может выступать в двух ракурсах — как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование. Первое связано с постижением другого, второе — с организацией собственного бытия.

Понимание осуществляется в диалоге. Диалог — специфически человеческая форма передачи и выработки информации. В нем реализуются два стремления — понять и быть понятым. В диалоге собеседники равны и активны, вместе формируют поисковое поле, ставят вопросы и определяют методы решения проблем.

Неклассическая философия, отвергающая классический идеал Разума, безразличный к судьбе конкретной человеческой индивидуальности, обернувшийся логическим автоматизмом, трактует понимание как постижение действительности в ее уникальности. Важнейший принцип понимания — принцип конкретности, учет обстоятельств, ситуации, контекста. Конкретизация — это сложное переплетение общего и единичного. Реализация принципа конкретности состоит в том, что при оценке каждого единичного случая масштаб всеобщего исправляется и дополняется. Конкретное, в свою очередь, должно быть представлено как преломление, модификация всеобщего.

Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Сущность герменевтической методологии состоит в выделении знаково-символической стороны познавательной деятельности и привнесении лингвистических и литературоведческих исследовательских процедур в общую методологию социально-гуманитарного знания. Предметной основой герменевтической методологии является текст, понимаемый как знаково-символическая система в ее социокультурном и историческом контексте.

Соотношение между пониманием и объяснением в герменевтической методологии тяготеет к предпочтению понимающих методик, однако это не означает абсолютизации понимания. Всякое объяснение способствует пониманию, и, наоборот, понимание чего-либо является ответом на вопрос о причине, приведшей к ситуации понимания.

Для Гадамера понимание — это развертывание внутренней логики предмета, соответственно понять текст означает понять «суть дела», обсуждаемого автором, произвести свой смысл по отношению к нему, а не реконструировать авторский. Текст оказывается объективно самостоятельным в отношении как автора, так и его среды и эпохи. Задача герменевтического исследования усматривается не в выявлении мыслившихся в свое время подтекстов, а в установлении различных возможных (в том числе и ранее не предполагавшихся) интерпретаций. Понимание в философской герменевтике связано с применением — решением задач конкретизации. Понимать — значит быть, быть — ставить цели и решать задачи жизнедеятельности в соотвествии с условиями этой жизнедеятельности во взаимодействии с другими субъектами.

23. Значение философии в научном познании.

Говоря о роли философии (независимо от ее формы) в научном познании, следует указать на две крайние модели, которые сложились в решении этого очень сложного вопроса:

1.Умозрительно-философский подход (натурфилософия, философия истории и т.п.), суть которого — прямое выведение исходных принципов научных теорий непосредственно из философских принципов, помимо анализа специального материала данной науки. Такой подход был характерен для концепций Шеллинга и Гегеля.

2.Позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия». Роль философии в частнонаучном познании либо абсолютизируется, либо принижается или даже вовсе отвергается. И хотя в обоих случаях были достигнуты определенные позитивные результаты, однако указанная проблема не была решена.

История познания и самой философии показывает, что ее воздействие на процесс развития науки и ее результаты выражаются в следующих основных моментах:

Читать еще:  Как правильно делать люля кебаб

а) Интегративная (синтетическая) функция философии — системное, целостное обобщение и синтез (объединение) разнообразных форм познания, практики, культуры — всего опыта человечества в целом. Философское обобщение — это не просто механическое, эклектическое соединение частных проявлений этого опыта, а качественно новое, всеобщее и универсальное знание.

б) Критическая функция философии, которая в этой своей функции нацелена на все сферы человеческой деятельности. При этом критика должна быть конструктивной «с удержанием в старом положительного», предлагающая новые решения, а не тотальноотрицающей все и вся. При этой критике мысль должна быть тесно связана и перерастать в критику социальной действительности. Отсутствие конструктивно-критического подхода неизбежно оборачивается апологетикой — предвзятой защитой, безудержным восхвалением чего-либо вместо объективного анализа.

в) Философия разрабатывает определенные модели реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свой предмет исследования. Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-объективных характеристиках, представляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов.

г) Философия вооружает исследователя знанием общих закономерностей самого познавательного процесса в его целостности и развитии, в единстве всех его уровней, моментов, сторон, форм и т.п., чем специально и непосредственно не занимается ни одна частная наука или научная дисциплина. Кроме того, философия поставляет ученому конкретно историческую сетку логических понятий и т.п., с помощью которых строит концептуальные модели реальности или самого познания.

д) Философия дает науке наиболее общие методологические принципы, формулируемые на основе определенных категорий.

Принципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности методологическую программу самого верхнего уровня.

е) От философии ученый получает определенные мировоззренческие ценностные установки и смысложизненные ориентиры, которые иногда в значительной степени (особенно в гуманитарных науках) влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты.

ж) Существенное влияние на развитие научного познания философия оказывает своей «умозрительно прогнозирующей» функцией. Речь идет о том, что в рамках философии вырабатываются идеи, принципы, представления и т.п., значимость которых обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания через сотни, а то и через тысячи лет. Таковы, в частности, были идеи античной атомистики, гегелевский аппарат диалектики, предвосхитивший определенные положения синергетики.

з) Философия влияет на научное познание так или иначе на всех его стадиях, но в наивысшей мере при построении теорий (особенно фундаментальных). Это наиболее активно происходит в периоды крутой ломки понятий и принципов в ходе научных революций. Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным в зависимости от того, какой философией — «хорошей» или «плохой» — руководствуется ученый и какие именно философские принципы он использует. Влияние философии на процесс специально-научного исследования и построение научной теории заключается, в частности, в том, что ее принципы при переходе от умозрительного к фундаментальному теоретическому исследованию выполняют своеобразную селективную (отборочную) функцию.

и) Философско-методологические принципы в их единстве выполняют в ряде случаев функции вспомогательного, производного от практики критерия истины. Они не заменяют практику как решающий критерий, но дополняют ее, особенно когда обращение к ней в силу ряда обстоятельств невозможно, а порой и нецелесообразно.

Воздействие всеобщих философских принципов на процесс научного исследования всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а сложным опосредованным путем — через методы, формы и концепции нижележащих методологических уровней.

Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего значения (например, законы, категории, понятия, причины и т.д.), которые и делают всякую науку «прикладной логикой».

Реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие. Тем самым путь реализации функций философии есть не только способ решения фундаментальных проблем развития науки, но и способ развития самой философии, всех ее идей, воззрений и методологических принципов.

Ответы на тесты по философии: Теория познания. Философия науки.

Ответы на тесты по философии: Теория познания. Философия науки.

Теория познания. Философия науки

1. Гносеология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о развитии вселенной;

в) о бытии как таковом;

*г) о сущности познания, о путях постижения истины;

д) о сущности человеческой истории.

2. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;

*г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.

3. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:

4. Дедукция — это:

*а) логический путь от общего к частному;

б) передача ложного знания, как истинного;

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

5. Индукция — это:

а) логический путь от общего к частному;

б) подача ложного знания, как истинного;

*в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

6. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:

7. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:

8. Эмпиризм — это:

а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;

*б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;

в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;

г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;

д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.

9. Агностицизм — это:

а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;

*б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;

в) учение о развитии мира;

г) учение о всеобщей причинной связи;

д) учение о сущности человеческой истории.

10. В философии «агностицизм» понимается как:

а) рассмотрение процесса познания;

б) рассмотрение объектов познания;

*в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

г) сомнение в возможности познания;

д) метод познания.

11. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:

12. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):

*г) гносеологический оптимизм;

13. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется:

14. Какое из понятий лишнее в данном перечне?

а) гносеологический оптимизм;

15. Уровни научного познания (укажите все варианты):

16. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:

а) чувственное отражение;

б) познавательный контакт с объектом познания;

17. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

18. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:

19. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:

20. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

Читать еще:  Как правильно есть ягоды

б) целью познания;

в) критерием истины;

*г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.

21. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

22. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

23. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это:

24. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?

25. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:

б) средних веков;

*г) Нового времени;

26. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):

27. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется:

28. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода:

д) математического анализа.

29. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название:

30. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного?

а) расчет адекватных средств для данной цели;

б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;

в) логическая обоснованность правил деятельности;

*г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.

31. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

32. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

33. При использовании этого метода происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:

34. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):

*в) большой предсказательной способностью;

г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);

д) своей исключительной эстетической ценностью.

35. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как:

а) абсолютная истина;

б) эмпирически достоверное знание;

в) математически обоснованное знание;

*д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.

36. В этой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:

37. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы):

38. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как:

39. К основным концепциям истины относят:

40. Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами (укажите наиболее правильный ответ):

г) физическая жизнь;

41. Установите последовательность возникновения гносеологических установок:

2 а) «Я верю, чтобы знать»;

1 б) «Я знаю, что ничего не знаю»;

3 в) «Я мыслю, следовательно я существую»;

4 г) «Мы живем внутри языка».

42. Установите соотвествие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки:

а) сциентистские направления 4,5 1) неотомизм;

б) антисциентистские направления 1,2,3 2) экзистенциализм;

3) «философия жизни»;

43. Соотнесите термин с определением:

В 1. Абсолютная истина а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову

б 2. Относительная истина б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной

а 3. Истина как откровение в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю

44. Какое определение истины соответствует исторической эпохе?

а) Античность 2 1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам;

б) Средние века 3 2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель);

в) Новое время 1 3. Бог, вот что является истиной;

г) XX в.4 4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика).

45. Определите какому периоду времени присущи те или иные исторические формы науки:

а) романтический; 2 1) XVII в.

б) классический; 1 2) XVв.

в) неклассический; 3 3) XXI в.

г) постнеклассический. 4 4) XX в.

46. Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель?

а) Эмпирический 2,3 1. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой;

б) Теоретический 1,4 2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности;

3. Добыть новые экспериментальные факты;

4. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов.

47. Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению:

а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны;1 1) скептицизм;

б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и 2) агностицизм;

не дает никакого знания о мире;2

в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются;4 3) прагматизм;

г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед 4) солипсизм.

конкретными людьми в жизненных ситуациях.3

48. Установите соответствие критерия истины тому или иному философскому направлению:

а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом;3 1) неопозитивизм;

б) верифицируемость;1 2) диалектический материализм;

ВЕРОЯТНОЕ И ДОСТОВЕРНОЕ

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Смотреть что такое «ВЕРОЯТНОЕ И ДОСТОВЕРНОЕ» в других словарях:

вероятное и достоверное — ВЕРОЯТНОЕ И ДОСТОВЕРНОЕ. Достоверным называют знание, вера в истинность которого строго обоснована методами, принятыми на данном историческом этапе развития науки; вероятным знание, истинность которого этими методами лишь подтверждена. И… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ДОСТОВЕРНОСТЬ — обоснованность, доказательность, бесспорность знания. Достоверное суждение такое суждение, в котором выражается прочно обоснованное знание, напр.: «Луна спутник Земли», «Вода кипит при 100°С» и т.п. Достоверные суждения разделяются на два вида:… … Философская энциклопедия

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — рассуждение, устанавливающее истинность к. л. утверждения путем приведения др. утверждений, истинность которых уже установлена. В Д. различаются тезис утверждение, которое нужно доказать, и основание, или аргументы, те утверждения, с помощью… … Философская энциклопедия

Вероятность — (Probability) Теория вероятности Квантовая вероятность и вероятность перехода Содержание Содержание Раздел 1. Основное положение теории . Раздел 2. Квантовая вероятность. Раздел 3. Вероятность перехода. Теория вероятности – это наука,… … Энциклопедия инвестора

гипотеза — (от греч. hipothesis основание, предположение) положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления. Г. может касаться существования… … Словарь терминов логики

доказательство — рассуждение, устанавливающее истинность к. л. утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже доказана. В Д. различаются тезис утверждение, которое нужно доказать, и основание, или аргументы, те утверждения, с помощью… … Словарь терминов логики

индукция — (от лат. inductio наведение) умозаключение, в котором связь посылок и заключения не опирается на логический закон, в силу чего заключение вытекает из принятых посылок не с логической необходимостью, а только с некоторой вероятностью. И. может… … Словарь терминов логики

Индукция в философии — Индукция, или наведение способ умозаключения от частного к общему. Термин И. впервые встречается у Сократа (Έπαγωγή). Но И. Сократа имеет мало общего с современной И. Сократ под И. подразумевает нахождение общего определения понятия путем… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Кант — (Immanuel Kant, первонач. Cant) основатель философского критицизма, представляющего главную поворотную точку в истории человеческой мысли, так что все развитие философии, если не по содержанию, то по отношению мысли к этому содержанию, должно… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

САРТР — (Sartre) Жан Поль (1905 1980) франц. писатель, философ, критик, обществ, деятель. Окончил в 1929 Высшую нормальную школу в Париже, в 1933 34 изучал нем. философию, стажируясь при Франц. ин те в Берлине. Преподаватель философии. Первые… … Энциклопедия культурологии

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector