Как правильно выбрать сабвуфер

Как выбрать сабвуфер? Руководство для новичка

Прогресс не стоит на месте. И все чаще в наших домах вместо телевизора, даже очень хорошего, появляются домашние кинотеатры, которые позволяют в приятной домашней обстановке смотреть передачи и фильмы самого высокого качества.

Мы знаем, что в комплект любого домашнего кинотеатра входит сабвуфер, который воспроизводит звуковые спецэффекты, такие, например, как раскаты грома во время грозы, взрывы — низкочастотные звуки. Конечно, для комфортного просмотра необходимо, чтобы подобные звуки передавались без искажения, максимально приближенными к реальному звучанию. Если в акустической системе вашего домашнего кинотеатра есть сабвуфер, значит, низкие частоты из спектра сигнала, поступающего на основные громкоговорители (фронт, тыл и центр в системе 5.1), будут удалены. Соответственно, громкоговорители не будут перегружены басами, и звучание всей системы будет намного чище.

Предположим, что все составляющие стандартного домашнего кинотеатра (телевизор, av-ресивер, акустика, проигрыватель и др. компоненты), необходимые для семейного просмотра фильмов вы уже приобрели. А тем, кто озадачен вопросом хорошего звучания домашнего кинотеатра, предлагаем определить для себя основные моменты, на которые нужно обратить внимание при выборе сабвуфера.

Многие считают, что расположенная в отдельном корпусе любая система с низкочастотной головкой, которая вкупе с маленькими сателлитами и есть сабвуфер. Но это не так. Значение термина «сабвуфер» — «ниже НЧ-головки». То есть сабвуфер — это отдельная акустическая система для воспроизведения низших частот звукового диапазона, уменьшающее нижнюю граничную частоту до 20 Гц и ниже. Некоторые модели выдают еще более низкий бас.

Существуют активные и пассивные сабвуферы. К первому типу можно отнести модели, снабженные встроенным усилителем. Их преимущество — разгрузка основного усилителя домашнего кинотеатра. В этому случае, сабвуферу требуется ещё дополнительное подключение к сети питания. Ко второму типу относятся модели, которые нужно подключать к внешнему усилителю. Существует несколько вариантов подключения пассивного сабвуфера. При подаче усилителем сигнала на основные громкоговорители и на сабвуфер одновременно, широкополосный выходной сигнал передается на вход сабвуфера. При этом используется дополнительный разделительный фильтр (кроссовер), который разделяет высокие и низкие частоты и выдаёт отфильтрованные сигналы к месту назначения (низкочастотный — на саб, высоко- и среднечастотный на основные колонки).

Пассивные сабвуферы имеют ряд недостатков, вследствие чего стоимость их ниже, чем у активных. Серьезным недостатком считается, например, необходимость точной увязки сабвуфера с имеющейся в наличии акустической системой. Это очень сложный процесс. Можно подключить сабвуфер с помощью отдельного усилителя мощности и электронного разделительного фильтра. Такое подключение позволит снизить нелинейные искажения за счёт того, что сигнал разделяется по специальной схеме. И к тому же, основной усилитель освобождается от повышенной нагрузки.

В последнее время практически на всех активных сабвуферах предусмотрена возможность регулировать частоту разделения, поэтому при использовании такой модели процедура согласования основных компонентов системы становится намного проще. Как недостаток, можно отметить довольно высокую стоимость активных сабвуферов. Несмотря на это, при выборе советуем присмотреться именно к активным, имеющим внутренний усилитель.

А теперь поговорим немного об отрицательных моментах приобретения сабвуфера, которые могут в значительной степени затруднить интеграцию сабвуфера в акустическую систему.

Появление резонансов

Решение: необходимо найти такое место в помещении, где резонансы отсутствуют. Для больших комнат подойдёт сабвуфер с фазоинвертором, для маленьких — без него.

Плохое качество исполнения

Конечно, чем сабвуфер дешевле, тем его качество ниже. Но есть сабы с таким исполнением, которые звучат объективно хуже, чем модель в этой ценовой категории. Решение: проконсультируйтесь с продавцом или задайте вопрос на нашем форуме.

Плохая настройка сабвуфера

Есть множество вариантов подключения, поэтому старайтесь выбрать наиболее подходящий для вас вариант. Решение: настройку всей акустической системы должен осуществлять специалист.

Несовместимость компонентов

Решение: проконсультируйтесь с продавцом. Он посоветует наилучший вариант. Если вы не специалист в этой области, лучше купить сразу весть домашний кинотеатр, который, зачастую, продавцы техники собирают заранее из наиболее совместимых компонентов.

Включить в систему сабвуфер несложно, гораздо сложнее ее потом настроить. Для получения наилучшего результата необходимо учитывать размеры помещения, в котором устанавливается система. Необходимо соблюдать пропорции, чтобы акустическая система и сабвуфер соответствовали друг другу. В том случае, если у усилителя нет дополнительных предварительных выходов с контролируемой громкостью, не стоит покупать сабвуфер, снабженный только входами линейного уровня.

Как правило, последние модели сабвуферов имеют несколько вариантов подсоединения: на линейном уровне (разъемы RCA и XLR). При наличии дополнительного акустического кабеля для подключения к простому стереоусилителю нужно использовать высокоамплитудные входы. Длинный и достаточно дорогой межблочный кабель потребуется для подключения к разъемам линейного выхода. Иногда требуется подключить два сабвуфера. И если при подключении одного саба используются два канала усилителя, то при подсоединении двух — каждый подключается к одному каналу (правда, в Hi-Fi-системах такое двойное подключение встречается нечасто). Выбирая место для размещения сабвуфера, учитывайте, что расположенный в углу помещения, он дет более гулкий звук, у стены — больше баса.

В том случае, если вы приобрели AV-ресивер со специальным выходом для сабвуфера, установите регулятор в положение LFE и настройте ресивер, предварительно определив для себя нижнюю частотную границу главных колонок (это можно сделать на сайте производителя модели или в приложенной инструкции). На сегодняшний день, большинство усилителей снабжено автоматической калибровкой. Такая система включает в себя два внешних микрофона, которые анализируют звуковую сцену и на основе полученных данных корректируют сигнал, подаваемый на колонки. Это очень удобная и эффективная система, которая может избавить покупателя от ненужных забот.

Если вам всё же не нравится звучание сабвуфера, постарайтесь настроить уровень среза кроссовера (грубо говоря, частоту, выше которой сабвуфер не будет звучать) на таком уровне, чтобы она пересекалась с минимальной частотой воспроизведения остальных колонок. В таком случае, возможно, сабвуфер не будет звучать «отдельно» от всей системы. Такую настройку вы можете провести, использую регуляторы, расположенные на задней стенке сабвуфера, и пользуясь инструкцией.

Существует три вида исполнения сабвуферов: закрытый, фазоинверторный и полосовой. Естественно, у каждого типа есть и достоинства и недостатки. Не учитывать конструкцию корпуса при выборе сабвуфера нельзя, потому что она достаточно сильно влияет на его акустические свойства.

Сабвуфер закрытого типа отличаются наиболее простой конструкцией. Они не дают утечки звука со стороны излучающей поверхности, отличаются более ровной АЧХ и меньшей задержкой сигнала, имеют возможность воспроизводить глубокий и сочный бас. В то же время закрытые сабы предполагают значительный объем корпуса, за счет чего становятся довольно громоздкими и неудобными. Дело в том, что диффузор НЧ-головки в таких моделях сильнее загружен звуковым давлением, возникающим в корпусе, его подвижность и, соответственно, отдача уменьшаются. В корпусе небольших размеров получаются не очень глубокие басы. Для состоятельных любителей акустических систем можно порекомендовать закрытые сабвуферы, которые при сравнительно небольших размерах обладают мощностью 700 Вт и более.

В сабвуферах фазоинверторного типа динамик располагается в корпусе, с одной стороны которого, чаще с тыльной, находится отверстие. Такие модели способны выдавать басы намного ниже, чем закрытый саб, так как ход диффузора увеличивается. Фазоинверторы гораздо капризнее, их намного сложнее настроить, в противном случае акустическая система начинает гудеть. Фазоинверторные сабы больше подходят для крупных помещений, так как они обладают высокой громкостью.

Полосовой сабвуфер — это, собственно говоря, полосовой фильтр, модель, которая совмещает в себе свойства и закрытого и фазоинверторного сабов. За счет того, что одна часть корпуса — закрытый ящик, а другая — фазоинвертор, повышается звуковое давление. Но зато меньше становится диапазон частот.

Для домашних акустических систем специалисты советуют выбирать все же закрытые сабвуферы, как менее капризные, выдающие глубокий бас, либо фазоинверторные. Еще один параметр, на который необходимо обратить внимание при выборе сабвуфера — это мощность, которая должна соотноситься с мощностью фронтальных акустических систем. Мощность усилителя сабвуфера рекомендуется рассчитывать так, чтобы она в полтора раза превосходила мощность акустической системы. Такой баланс приводит к повышению качества звучания.

Обычный частотный диапазон саба — 30 — 180Гц. Существуют модели, в которых нижний предел воспроизведения — 25Гц. Они гораздо дороже и редко устанавливаются в домашних условиях, так как человеческое ухо улавливает нижнюю частоту в пределах 30 — 40Гц и такая детализация в домашней акустической системе не нужна.

Итак, сделаем вывод: наиболее подходящий для домашних акустических систем считается закрытый или или фазоинверторный сабвуфер мощностью 150Вт и диапазоном воспроизводимых частот 30 — 180Гц.

Если дальше говорить о разнообразии моделей сабвуферов, то заметим, что существует много разнообразных конструкций и технологий производства сабов. Например, материал, из которого изготавливаются сабы, может быть самым разным. Для производства корпусов используются дерево различных пород, диффузоров — кевлар, целлюлоза. Корпуса также могут быть самых различных геометрических форм. И так далее.

Читать еще:  Как правильно готовить драники

Немаловажным фактором являются и размеры сабвуфера. Длина хода диффузора, а, следовательно, и часть нелинейных искажений зависит от габаритов корпуса модели. Не существует компактных моделей с густым и сочным басом. Те же модели, которые по сравнению с другими имеют небольшие размеры, теряют в громкости и качестве звука. Самое главное, что от всех этих производственных моментов зависит качество звучания сабвуфера.

Так что на самом-то деле, выбор сабвуфера, обладающего необходимыми для вашей акустической системы характеристиками, стильным дизайном, приемлемыми габаритами — дело непростое. Определитесь со своими требованиями, подумайте над плюсами и минусами различных типов сабвуферов. Помните, что при одинаковых технических характеристиках модели, могут различаться, к примеру, габаритами, материалом, из которого сделан корпус и т. д.

Но просмотр хорошего фильма на домашнем кинотеатре, с реальным звучанием оправдывает все усилия по выбору и настройке компонентов системы.

Ликбез: Как выбрать сабвуфер?

Сабвуфер – это громкоговоритель, воспроизводящий самые низкие, из воспринимаемых человеком, частот, которые не входят в частотный диапазон широкополосных акустических систем. Термин «сабвуфер» используется для описания любой системы с низкочастотной головкой, выполненной в отдельном корпусе, он означает – «ниже НЧ-динамика».

Сабвуфер важнейшая часть акустики домашнего кинотеатра, так как дорисовывает самую нижнюю часть звукового спектра

Считается, что человек слышит звуки в диапазоне от 20 Гц до 20 КГц, однако чувствительность к звуковому диапазону, из-за физиологических отличий отличается у женщин и мужчин, и к тому же с возрастом меняется. Верхняя граница акустических частот у мужчин к 40 годам жизни снижается до 15-16 КГц, женщины же слышат высокие частоты и до более позднего возраста.

Ключевые «сабвуферные» термины:

  • Частотный диапазон (Гц). Диапазон воспроизводимых частот сабвуфера можно разделить на несколько октав: глубокие басы 20-40 Гц, среднебасовый диапазон 40-80 Гц, диапазон высоких басов 80-160 Гц. Несмотря на оптимистичные заявления производителей, большинство сабвуферов обычно работает в диапазоне 40-200 Гц. Топ-модели способны донести до слушателей частоты от 20 Гц (при условии, что таковые имеются в звукозаписи) и до 80Гц (более высокий бас есть смысл доверить стереопаре, поскольку с повышением частоты повышается и локализация источника звука).
  • Частота разделения кроссовера (среза). Частота, на которой происходит разделение спектра кроссовером. Если сабвуфер имеет частоту разделения 80 Гц, то в подаваемом на него сигнале ослаблены все составляющие с частотами выше 80 Гц. Эти составляющие подаются на основные акустические системы.
  • Максимальное звуковое давление. Если совсем просто, то это максимальная громкость сабвуфера.
  • Чувствительность (дБ). В автоакустике хорошей считается чувствительность

90 дБ. Высокое значение чувствительности позволит не эксплуатировать встроенный усилитель в запредельных режимах. Больше чувствительность – легче переноситься нагрузка на саб. Ведь чем больше чувствительность динамика, тем в меньшей степени он нагружает усилитель и тем большее звуковое давление в состоянии обеспечить при той же мощности.

  • Диаметр НЧ-динамика. Диаметр в миллиметрах или дюймах.
  • Для демонстрации звуковых частот приведем пример наиболее распространенных звуков: мужской голос — 120-200 Гц, женский голос — 200-500 Гц, шумы улицы — 20-300 Гц, музыка (вдалеке) — 500-3000 Гц, писк комара — 16000-20000 Гц. Немалая доля наиболее важных для восприятия звука частот лежит в самом низу слышимого диапазона, и примерно там же наиболее ярко проявляется спектр большинства фонограмм, как музыки, так и фильмов. Именно поэтому высококачественные аудиозаписи требуют достоверного воспроизведения низких частот, и именно поэтому важно уделить особое внимание при выборе компонентов вашей акустической системы.

    Для раскачки низких частот требуется приложить большую энергию, а потому диаметры сабвуферов поражают своими размерами и мощью

    Проблемы достоверного воспроизведения низких частот начинаются для создателей акустики в диапазоне от 20 до 400 Гц. Главная из них заключается в том, что для качественного звучания басов необходимо применять большие и тяжелые диффузоры. Размер излучателя определяет повышенную его механическую жесткость во избежание изгиба при колебаниях. Большая площадь диффузора делает заметным сопротивление и сжимаемость воздуха. Также требует применения мощного «насоса» катушки индуктивности, которая располагается в зазоре огромного магнита специальной формы.

    Для раскачивания излучателя с амплитудой в 6 – 7 см динамику требуется мощнейшая магнитная система и большие токи на катушке индуктивности

    К катушке динамика сабвуфера подводится мощность в десятки, иногда и в сотни и даже тысячи ватт, а такому усилителю нужен дорогой качественный источник питания и эффективный отвод тепла как от самого усилителя, так и от звуковой катушки. Длина звуковой волны сопоставима с геометрическими размерами корпуса громкоговорителя и помещения для прослушивания, поэтому становится значимым влияние механических резонансов и проблем интерференции – наложения прямых, отраженных и стоячих волн. Именно по этой причине разработчики высококачественных многополосных аудиосистем предпочитают разделять отсеки внутри их корпуса, отдельно для высоких, средних и для низких частот.

    Конструктивно сабвуферы могут иметь динамик на передней панели…

    Конструкция сабвуфера обманчиво проста – это сравнительно крупный корпус чаще всего кубической или схожей формы, изготовленный из традиционных для акустических систем материалов (например, MDF), со встроенным низкочастотным динамиком и, в случае если саб активный, с мощным усилителем, воспроизводящим диапазон частот от 20 Гц до 300-500 Гц. Встречаются цилиндрические и шаровидные системы, но они не получили широкого распространения. Глубина хода излучателя динамика может достигать 7 и более сантиметров.

    … и на нижней панели корпуса

    В настоящее время существует несколько основных типов акустического оформления низкочастотной динамической головки, например: «бесконечно большой экран» (эта схема чаще всего используется для опытов), закрытый ящик, корпус с фазоинвертором, с пассивным излучателем и система с акустическим полосовым двухобъемным фильтром, и другие. Каждый из вариантов имеет свои достоинства и недостатки.

    Знаменитый сабвуфер Saturn 55

    Один из наиболее распространенных сабвуферов – саб с фазоинвертором, причем последний может располагаться вместе с громкоговорителем в «днище» корпуса, приподнятого на массивных ножках. Такая конструкция образует профилированный зазор, зачастую улучшающий качество звука. В целом же конструкция и технологии подобных аппаратов кардинально не изменялись очень давно, поэтому существенного улучшения качества воспроизведения можно ожидать лишь при использовании новых физических принципов.

    Активный сабвуфер объединяет в одном корпусе разделительный фильтр, усилитель мощности и низкочастотный динамик. Существуют три основных типа соединений активных сабов. Первый имеет линейные входы (для подключения к предварительному усилителю), линейные выходы (сигнал с которых подается на усилитель мощности) и регулятор уровня сигнала сабвуфера. Выходной линейный сигнал, подаваемый на основные громкоговорители, фильтруется, чтобы ослабить в нем энергию составляющих низких частот. Обычно непосредственно на сабвуфере регулируется и частота разделения, чтобы можно было выбрать значение, обеспечивающее наилучшее согласование с основными громкоговорителями.

    Другой вариант включения нередко используется для пассивных сабвуферов (тех, что не имеют собственного встроенного усилителя), но так же применим и в активных схемах. При таком, наименее желательном способе подключения, широкополосный выходной сигнал усилителя мощности подается на вход сабвуфера, а его разделительный фильтр удаляет из сигнала низкие частоты и выдает отфильтрованный сигнал на основные громкоговорители. Таким образом, в общем сигнальном тракте используется дополнительный разделительный фильтр.

    В третьем варианте, сигнал фильтруется в предусилителе, процессоре или ресивере и в готовом виде подается на линейный вход сабвуфера. При таком подключении задача сабу уже не требуется разделять сигнал на широкополосную и низкочастотную составляющие, и набор его регулировок ограничивается громкостью и поворотом фазы.

    Согласование сабвуфера должно выполняться не только под конкретную акустику, но и под акустическое помещение. В комплектах «все в одном» проблемы совместимости в какой-то мере решены, но они, как правило, не отвечают высоким требованиям качества. Изначально сабвуферы были реквизитом концертных залов и звуковых студий. Теперь же они используются в «домашних кинотеатрах». Под этим термином подразумевается, прежде всего, комплект аппаратуры для воспроизведения изображения и многоканального звука. Этот звук распределяется обычно между шестью акустическими системами: левым, правым и центральным каналами, парой тыловых каналов, а также отдельным источником для низкочастотных колебаний — сабвуфером. Такая схема является классической, и обозначается цифрами 5.1. Существуют и более совершенные комплекты, в которые добавляются одна или две центральные (тыловые) АС либо второй сабвуфер.

    Если же сабом дополняется стереокомплект из «полочников», то стоит знать, что они не всегда смогут адекватно заменить собой пару хороших «напольников». Виной тому бывает или плохое качество разработки сабвуфера, или его неправильная настройка, или, что чаще всего, он предназначен для воспроизведения взрывов в системах домашнего кинотеатра, а не для передачи тонких оттенков звучания музыки. Редкий сабвуфер не ухудшает качество сигнала, поступающего на основные громкоговорители, хорошо сочетается с ними по звучанию, обладает упругим и управляемым звучанием басов и может улучшить систему воспроизведения. Поэтому вы должны покупать сабвуфер с большой осторожностью.

    Набор входящих и исходящих разъемов, а так же регуляторов помогает согласовывать работу сабвуфера с остальной акустикой

    К тому же сабвуфер надо инсталлировать в систему только с учетом аккуратной и кропотливой работы по согласованию с АС. Сабу надо будет найти место, где он не только не будет «путаться под ногами», но где он не будет «мешать» и музыке. Здесь велика вероятность того, ваша хорошая прежде система, превратится в систему с невнятной сценой и бубнящим, забивающим все низкочастотным резонансом, который зачастую выдается за «хороший сочный бас».

    Регуляторы нередко выносят на переднюю панель сабвуфера

    Здесь следует отметить проекты НЧ-излучателей, на которые «средства не щадят». Они реализуют мечту о «музыкальном» сабвуфере, разгружающем фронтальные АС и достигающем «нутряные» значения баса при целостной картине музыкального образа. Например, 200-килограммовый Saturn 55 от французской фирмы Cabasse. Это «одомашненный» прототип профессионального агрегата. Корпус в 500 литров весь в стяжках и скобах. Сама 21-дюймовая головка весит 27 кг.

    Знаменитый сабвуфер Saturn 55

    Хозяин компании Кристоф Кабасс, рекламируя детище, ставил на него булавку с плоской шляпкой и включал музыку на нечеловеческой громкости. Булавка не падала. При том на фонограмме с записью оркестра слушатели ощущали реальную атмосферу зала — ведь работа в поршневом режиме, габариты и вес «Сатурна» позволяют приводить в движение большие объемы воздуха. Очевидцы признаются, что слушать музыку с отключенным сабом Saturn 55 становилось «неинтересно». Однако и платить за такие ощущения придется немало – около 13 000 евро.

    Развитие многоканальных систем как для кино, так и для аудио (таких например как форматы SACD и DVD-Audio) предполагает отдельную низкочастотную дорожку для сабвуфера, а это значит, что интерес к низкочастотной акустике будет только возрастать.

    Качественный звук

    • Superadmin
    • 16-12-2012
    • 16 567

    Сам термин «сабвуфер» распространяется в качестве описания любого устройства и системы, имеющей низкочастотную головку, размещённую в отдельном корпусе. Стандартный сабвуфер представляет собой громкоговоритель, который воспроизводит самые низкие из частот, какие только способен воспринимать человек. Преимущество сабвуфера в том, что эти частоты не входят в диапазон воспроизведения стандартных акустических систем.

    Сабвуфер крайне органично вписывается в звучание стандартной акустики, дорисовывая самые нижние части звуковых спектров, что делает его важнейшим элементом в акустике, к примеру, домашнего кинотеатра. Принято считать, что диапазон восприятия человеческого уха колеблется в пределах от 20Гц до 20 кГц. Впрочем, эта чувствительность может резко отличаться в зависимости от пола и возраста человека. К примеру, верхняя планка звуковых частот у мужчин становится ниже к сорока годам на 15-16 кГц, а женское ухо в свою очередь способно воспринимать эти частоты и в гораздо старшем возрасте.

    Как же выбрать сабвуфер?

    Для правильного подбора сабвуфера необходимо разбираться в ряде терминов, которые применяются относительно этого устройства.

    Во-первых, нужно обращать внимание на частотный диапазон. Он делится на определенные октавы: самый нижний диапазон частот от 20 до 40 Гц, средний — 40-80 Гц, высокий — 80-160 Гц. Большая часть сабвуферов работает, как правило, в диапазонном коридоре от 40 до 200 Гц.

    Следующий показатель: частота разделения кроссовера. Если частота среза у сабвуфера 80 Гц, то сигнал, который он подает, имеет ослабленные элементы с частотами выше уровня 80 Гц. Эти элементы направлены на основные акустические системы.

    Далее, обращаем внимание на максимальный показатель звукового давления. Если обходить ненужные подробности, этим термином можно назвать громкость сабвуфера.

    Чувствительность сабвуфера считается оптимальной, если она установлена в пределах примерно 90 дБ. Если показатель чувствительности высок, то можно не использовать встроенный в сабвуфер усилитель на запредельных режимах. Чем выше этот показатель, тем легче сабвуферу переносить нагрузку. Иными словами, чем выше чувствительность у динамика, тем меньше нагрузки на усилитель, и тем больше, таким образом, звуковое давление динамика.

    Последний показатель: диаметр НЧ-динамика. Этот диаметр измеряется в миллиметрах или дюймах. Стандартный динамик конической формы, сделанный из бумаги, имеет диаметр 250 мм.

    Сабвуферы по типу делятся на два вида: активные и пассивные:

      Активный сабвуфер имеет встроенный усилитель мощности и активный кроссовер, позволяющий отфильтровать высокие частоты и упростить согласование НЧ драйвера с остальной акустикой. Усилитель сабвуфера может получать сигнал с линейного выхода источника, а может подключаться между широкополосной АС и источником сигнала (сквозное подключение). Как правило, активные сабвуферы имеют дополнительные возможности подстройки, для более тонкого согласования с используемой в комплекте акустикой и условиями прослушивания. Это регуляторы изменения фазы, регулятор среза кроссовера, крутизны среза и изменения АЧХ.

  • У пассивного сабвуфера отсутствует усилитель, поэтому он подключается или к основным колонкам, или к отдельному выходу внешнего усилителя мощности. Такое подключение имеет свои недостатки — усилитель испытывает дополнительную нагрузку, а пассивные кроссоверы сабвуфера, при прохождении через них сигнала от усилителя до динамика, создают негативное влияние на качество звука. Ко всему прочему, пассивные сабвуферы более требовательны к установке в помещении, так как у них отсутствуют дополнительные возможности средств подстройки звука.
  • Как выбрать сабвуфер для домашнего кинотеатра и музыки

    Ведь вариантов на рынке – великое множество

    Итак, вы решили выбрать сабвуфер для своей музыкальной системы. И мы это всячески приветствуем, поскольку считаем, что

    в домашнем кинотеатре без него никак…

    Сабвуфер (а чаще даже не один) – вещь жизненно необходимая в кинотеатральном комплекте, ведь многоканальный звук – это неотъемлемая часть любого фильма, и для сабвуфера (а вовсе не для поддержки «хилых» колонок, как некоторые думают) там даже выделены отдельные каналы со своей собственной информацией.

    Добавить баса системе из телевизора с саундбаром? Нет ничего проще!

    …и в стереосистеме его наличие тоже желательно

    Сходу разбёрем пару типичных ситуаций.

    Допустим есть любимые полочные колонки, звучание которых очень нравятся, но по объективным параметрам они не способны «прокачать» имеющееся помещение. Добавлением саба вы не измените их узнаваемый звуковой почерк, но обеспечите весомый басовый фундамент (расширение частотного диапазона вниз).

    Сабвуфер пригодится в любой системе

    Ещё вариант – переезд в новую квартиру и осознание того, что имеющиеся колонки (пусть даже и напольные) не обеспечивают необходимого качества звука в увеличившемся по объёму помещении. «Подпереть» их сабом снизу – милое дело: это точно дешевле, чем менять сами колонки, а следом за ними, возможно, и усилитель.

    Дело не только в басе

    Хороший сабвуфер не только увеличит протяжённость АЧХ вниз, он ещё и существенно разгрузит средний и высокий частотный диапазон усилителя основных колонок, сделает их звучание чище и детальней.

    Основные критерии выбора

    Выбирая сабвуфер для своей системы, вы должны ориентироваться, прежде всего, на следующие факторы.

    Потенциал основных колонок.

    Если это компактные колонки с нижней граничной частотой порядка 60 – 70 Гц, то вам подойдёт практически любая, даже относительно бюджетная модель сабвуфера (от 10 000 до 20 000 ₽ ) – наример, Ultimate SYM 5.

    Если же это полноразмерные напольники, способные «копнуть» чуть ли не до 30 Гц, то для действительного улучшения качества их звучания придётся раскошелиться и на соответствующую модель сабвуфера, потому что ему придется опускать нижнюю граничную частоту системы чуть ли не на октаву, а это – задача для сильных духом!

    В качестве примера можно привести сабвуферы REL.

    Параметры помещения

    Нужно прикинуть кубатуру помещения, чем она больше – тем мощнее должен быть сабвуфер.

    Производители сабвуферов выпускают множество разных моделей – от самых маленьких до весьма внушительных, и вы всегда сможете подобрать способную «прокачать» именно ваше помещение

    Приступаем к выбору

    Самое сложное – слитность с основной акустикой

    Сабвуфер и основные колонки должны совпадать как тембрально, так и динамически. Это критерий не качественный, а скорее – характеризующий индивидуальный почерк динамиков, в первую очередь – скорость их отклика. Необходимо добиться единообразной фактуры звучания, чтобы ни один из источников не выбивался из общего хора, а для этого важно в том числе и обеспечить бесшовный частотный стык сабвуфера и колонок. К этому можно прийти двумя путями простым и сложным:

    Простой путь – «родной» саб

    Допустим, вы – ярый поклонник монобрендового подхода к формированию ассортимента колонок у себя дома. Тогда вам прямая дорога за продукцией проверенных производителей, вроде английского Monitor Audio, немецкого ELAC или датского System Audio, которые предлагают множество решений по озвучиванию в рамках поставленных задач. Помимо гарантированного именем производителя качества изготовления и звучания, вы получаете единообразие дизайна и отделки, а также, что не менее важно – одинаковую тональность, в силу конструктивной идентичности всех акустических компонентов системы.

    В рамках одной модельной линейки работа всех акустических систем, включая сабвуфер, тщательно сбалансирована производителем

    «Чужой» сабвуфер – сложно, но результат может быть лучше

    Если собрать систему целиком от одного производителя не представляется возможным (либо вы просто не ставите перед собой такую цель), то можно обратиться за помощью к специализированной компании, выпускающей исключительно сабвуферы. Например, к такому легендарному британскому производителю, как REL. Да, тут придётся повозиться с выбором и настройкой, но результат вас точно не разочарует.

    Качество REL вас точно ре разочарует!

    А вот от чего хотелось бы предостеречь, так это от попыток использовать сабы, созданные для «чужой» модельной линейки. В отличие от них, сабвуферы специализированных фирм изначально разрабатываются, чтобы «подружиться» с любой акустикой, и согласовать систему вам будет проще.

    Определяемся с конструкцией

    Самое основное: «калибр», количество и конструкция динамиков

    Вариантов, естественно, море, но если брать крайние значения, то, скажем, сабвуфер с 8-дюймовым бумажным басовиком больше подойдёт для каких-нибудь настольных полочников, а если мы говорим про кинотеатр в большом зале, то тут явно речь должна идти о карбоновых или металлических диффузорах диаметром как минимум 10 – 12 дюймов.

    REL 212/SE – особая конструкция для больших помещений

    Акустическое оформление

    Оно определяет тот объём воздуха, с которым контактирует диффузор сабвуфера в его корпусе.

    Фазоинвертор — самый тривиальный вариант: с его помощью можно заставить басить относительно небольшой динамик в компактном корпусе, но придётся смириться с определёнными компромиссами в звучании, прежде всего с «сопением» – призвуками порта при прохождении по нему воздушного потока, а также с более резким падением АЧХ после частоты настройки порта, по сравнению скажем с закрытым АО. Результат воспринимается, «как гудение на одной ноте».

    Пассивный радиатор — промежуточное решение , когда роль фазоинвертора выполняет ещё один динамик, но без магнитной системы. Это избавит нас от «сопения».

    Самый музыкальный сабвуфер – с закрытым акустическим оформлением , но он же и самый громоздкий, сложный в расчётах и производстве и, как следствие – недешёвый.

    Закрытый корпус для сабвуфера – самое «музыкальное» решение

    В качестве встроенных сабвуферных усилителей чаще всего используются модели классов АВ или D. Первые – традиционные, этой технологии уже несколько десятков лет, и пожалуй единственный её недостаток – сложность с обеспечением сверхбольших значений выходной мощности. Его лишены модели класса D (на базе широтно-импульсной модуляции), но традиционные усилители, работающие по этому принципу, иногда обвиняют в недостаточной музыкальности.

    Теперь дело за функционалом

    Как и йогурты, не все сабвуферы одинаково полезны. Даже если не принимать во внимание качество их разработки и производство, они существенно разнятся по функциональному оснащению.

    Выбирая саб, нужно иметь в виду, что придётся его подключать к основной системе. Поэтому обратите внимание на способы подключения, которые предусматривает та, или иная модель.

    Коммутация, настройка и управление сабвуфером – практически неисчерпаемый источник разнообразия. Минимальный набор, который есть почти у всех:

    • Уровень сигнала
    • Частота и крутизна раздела
    • Регулировка фазы

    Дальше начинаются различные опции: беспроводное подключение, параметрический эквалайзер, дистанционное управление (в том числе с помощью мобильного приложения) – все эти вещи по-своему полезны, но только в том случае, если вы умеете ими пользоваться.

    Специальное мобильное приложение от производителя поможет без труда настроить сабвуфер для работы в любых условиях

    Способы подключения сабвуферов к системе

    Классический вариант коммутации кинотеатрального саба – подключение его к специализированному сабвуферному выходу на AV-ресивере. Все остальное сделает настроечный микрофон и встроенное в ресивер ПО, этот функционал сейчас имеется даже у самых бюджетных моделей.

    Со стереосистемами малость посложнее – штатных вариантов подключения там не существует и всё зависит от изобретательности и опыта производителя сабвуферов, как именно он предусмотрел интеграцию своего изделия.

    Существуют ли нетипичные методы подключения?

    Ещё бы! Британская компания REL, один из патриархов сабвуферного движения, предлагает целых три варианта:

    • традиционный линейный
    • специализированный низкочастотный кинотеатральный
    • фирменный высокоуровневый

    Для большинства сабвуферов реализуем только линейный способ подключения. Его REL считает наименее предпочтительным, предлагая использовать только в том случае, если для использования других вариантов нет технической возможности.

    Вы всегда сможете выбрать для себя оптимальный способ подключения сабвуфера, если, конечно, производитель позаботился об этом

    В высокоуровневом режиме сабвуфер фактически подключается к усилителю параллельно колонкам. Такой способ подключения обеспечивает идентичность поступления сигнала на все излучатели и слаженность их работы.

    В кинотеатральном режиме используется специализированный вход канала низкочастотных эффектов LFE (Low Frequency Effects). Но есть возможность задействовать его параллельно с высокоуровневым, что, согласно заверениям производителя, дополнительно улучшит качество звучания.

    Таким образом, сабвуферы REL способны не только отрабатывать низкочастотные спецэффекты, но и, одновременно, поддерживать басом основную акустику.

    Кино, или музыка?

    Если вы ищете сабвуфер для домашнего кинотеатра , то основными требованиями к нему должны стать развиваемая громкость и отсутствие посторонних призвуков. Ведь не зря все эти взрывы и прочие звуки называются «эффектами», и сабвуфер, в данном случае, выступает инструмент для их реализации.

    Домашний кинотеатр требует от сабвуфера «эффектной» работы

    Если же мы говорим про музыку , то там на первом месте выходит эмоциональность звучания, а значит оттенки, обертона и прочие тонкие материи. Для них важнее точность и честность, которые кроются возможно не в громоподобной мощности, но в деликатности и детальности. Проще говоря, сабвуфер в стереосистеме должен играть басовые ноты, а не гудеть на одной ноте и не громыхать. И проверить это можно только одним способом: послушать «потенциального кандидата» в салоне, где смогут создать условия, похожие на те, что имеются у вас дома.

    Во-первых, сабвуфер – желательный элемент практически любой аудиосистемы – как стерео, так и многоканальной.

    Во-вторых, заложите некоторое время на выбор. Сначала подберите 3-5 вариантов по характеристикам, а потом приходите на прослушивание в салон. Такой подход позволит вам сузить круг «кандидатов» и сэкономить время.

    Выбор сабвуфера – дело трудное, но благодарное. Живое объёмное звучание обновлённой музыкальной системы стоит затраченных усилий.

    Как подобрать сабвуфер мы вам рассказали. А скоро расскажем о том, как его настроить!

    Как выбрать сабвуфер и правильно его подключить

    Сегодня мало кому нужны домашний кинотеатр или аудиосистема без качественных низких частот. А самый удобный и компактный способ получить мощные и качественные басы — это сабвуфер. Правда, далеко не все штудируют нюансы использования акустических систем, и поэтому выбирают, подключают или используют сабвуферы неправильно. А мы сейчас расскажем, как надо.

    Почему сабвуфер обязательно нужен?

    Много лет назад самым популярным акустическим оформлением для колонок был обычный закрытый ящик, в который монтировались динамики. Это было просто и удобно, но возникла проблема размера. В таком формате способность колонок «бубнеть» прямо зависит от габаритов корпуса, чем больше — тем ниже. И это не всегда удобно.

    Чтобы отказаться от огромных колонок-гробов в пользу более компактных аналогов, производители стали применять фазоинверторное оформление. С ним за счет использования низкочастотного резонанса можно усиливать басы в сравнительно небольших корпусах.

    Так около четверти столетия назад сформировался классический стандарт — стереопара (т.н. 2.0), когда в комплект акустики входят две колонки с фазоинверторами. Этот стандарт по сей день популярен, но с начала-середины нулевых начинают набирать популярность другие 2.1(стерео+ сабвуфер), 5.1 (квадро+центр+сабвуфер), 7.1, 9.1 и т.п., где первая цифра — количество каналов, а вторая указывает на наличие сабвуфера (или нескольких).

    Не только ради трюков с причёсками

    Когда эксперты проводили исследование по психоакустике, оказалось, что на частотах ниже 150 Гц человеческое ухо практически не ощущает разделения каналов. А это значит, что разделять их стоит для средних и высоких частот, а для низких можно использовать один усилитель и одну отдельную низкочастотную колонку — сабвуфер.

    Такая схема получалась дешевле, проще и удобнее, особенно в стеснённых условиях. В схеме с одним сабвуфером получилось ещё раз уменьшить габариты колонок, например, для удобного размещения на столе. Габаритный сабвуфер же при этом можно было размещать в любом удобном месте, потому что восприятие басов практически не зависит от места размещения их источника.

    На какие характеристики смотреть

    Кроме субъективных ощущений от звука сабвуфера нужно обращать внимание на некоторые характеристики. Главные критерии:

    Частотный диапазон большинства сабвуферов от 30 Гц до 150 Гц, редкие устройства способны воспроизводить 20 Гц, звуки ниже — это уже инфразвук, который большинство людей на слух не воспринимают. Иногда условно выделяют три субдиапазона — глубокий (от 20 до 40 Гц), средний (от 40 до 80) и высокий (от 80 до 150 Гц). Что интересно, для более дорогих моделей характерен более узкий диапазон до 80-90 Гц, потому что более высокие звуки уже способны воспроизводить хорошие «колонки-кричалки» (сателлиты). В некоторых бюджетных случаях верхней границей частотного диапазона могут быть 160-180 Гц и выше (и ничего хорошего в этом нет, потому что на этих частотах сабвуфер уже будет выбиваться на фоне звука стереосистемы в целом).

    Рекомендуемая мощность усилителя.

    Параметр указывается для пассивных сабвуферов. В активных вместо него используется просто мощность (RMS/DIN) или мощность НЧ усиления (RMS/sub RMS/low-out RMS).

    Частота разделения (или частота среза).

    Это частотный порог, выше которого кроссовер (устройство, которое распределяет частоты) начинает подавлять сигнал. Например, если частота среза равна 120 Гц, то сабвуфер будет воспроизводить звук ниже 120 Гц.

    Чувствительность — эффективность превращения мощности в звук. Если чувствительность высокая, то даже не слишком мощный усилитель позволит получить большее звуковое давление (SPL) — т.е. громкость.

    Читайте далее:
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector