Как правильно делать зацепы на крыше

Лестница для крыши: от чертежей до установки

Любой рачительный домовладелец периодически проверяет, в каком техническом состоянии находится его жилище. Это единственная возможность своевременно обнаружить дефекты и разрушения, даже если они незначительные. Даже они когда-то могут обернуться большой проблемой, для решения которой потребуются масштабные работы и достаточно большие вложения.

Когда речь идет о техобслуживании или ремонте кровли, то трудно представить, что можно обойтись без использования особых приспособлений, по которым удобно перемещаться и сохранять равновесие. Например, чтобы свободно перемещаться по кровле практикуется лестница для конька крыши с крюком. Им цепляют за конек и выполняют работы, по необходимости стоя или сидя, причем без добавочного закрепления.

Купить лестницы на крышу дома можно практически на любой строительной базе или хозяйственном магазине. Однако готовые изделия имеют определенные недостатки. Обычно в первую очередь упоминают их высокую стоимость, но есть у них большой недостаток, проявляющийся при эксплуатации. Нередко рабочие параметры готовой лестницы для ремонта крыши не совпадают с техническими характеристиками кровельного материала, например, с шагом волн . Соответственно существует реальный риск разрушить кровельные листы, то есть это дополнительные расходы на их замену, а может обернуться получением травм.

Чертежи с учетом нужных размеров и габаритов будущего изделия совсем нетрудно подготовить самостоятельно. В принципе здесь нет ничего сложного, важно все правильно рассчитать и затем точно смонтировать приспособление.

Какой бывает лестница для крыши ↑

Основные разновидности классифицируют по их непосредственному назначению:

  • скатные, ими пользуются для организации работ на кровле;
  • пристенные, по ним с земли подымаются на кровлю;
  • аварийные, как видно из названия, нужны в чрезвычайных ситуациях.

Пристенные ↑

Они должны удовлетворять определенным условиям.

  • верхнюю ступеньку располагают в соответствии с высотой края карниза либо выступа кровли. Максимально допустимый перепад уровней порядка 10 см;
  • нижнюю перекладину – на расстоянии 1 м от земли с погрешностью в 0,2 м в ту либо другую сторону;
  • подъемные ножки должны расположиться максимально близко к карнизу;
  • при наличии дополнительных трубок длиной 0,6 м крепление для лестницы на крышу в верхней части выполняют с помощью особых крепежных элементов;
  • конструкция должна отстоять от стены на 0,2–1,30 м;
  • минимальный шаг ступенек должен составлять 10 см
  • место установки определяется при проектировании и обязательно указывается на чертеже дома;
  • в определенных случаях, например, на ломаную крышу , под которой устроена мансарда, удобнее вместо внешней пристенной конструкции установить внутреннюю. Она отнимает часть жилого пространства, поэтому рекомендуется монтировать шарнирную потолочную либо винтовую конструкцию.

Такая конструкция позволяет комфортно добраться к объектам, расположенным на кровле. Лестницу, размещенную на скате, надежно крепят к коньковому брусу , используя высокие кронштейны. В районе карниза скатные конструкции переходят в пристенные.

Одновременно на скате крыши, параллельно карнизу, устанавливают специальную платформу так называемый переходный мостик. Платформа упрощает передвижение по поверхности ската и значительно повышает безопасность при проведении кровельных работ, поскольку минимизирует вероятность падения с крыши.

Иногда появляется необходимость укорачивать или удлинять скатную конструкцию. В первом случае лишнее отпиливают, а во втором – используют соединительные планки.

Сегодня большой популярностью пользуются приспособления из алюминия. Алюминиевый профиль считается легким, удобным в эксплуатации и износостойким материалом. Одним из требований ГОСТ является обеспечение безопасности работ на высоте, в частности, соскальзывания. Поэтому эти приспособления для кровли изготавливают рифлеными.

Повышенным спросом на нашем рынке пользуется лестница от Krause алюминиевая. Характеристики изделия только подчеркивают его достоинства.

  • Для изготовления боковины изделия и жестких перекладин, имеющих изогнутую форму, которая обеспечивает безопасность подъема, использован высоколегированный алюминий.

  • В них предусмотрена возможность удлинения: специальные отверстия на боковинах позволяют соединить между собой две лестницы.
  • По ним легко подыматься, поскольку расстояние между ступенями не очень большое.

  • Кровельные крючки, которыми приспособление фиксируется на поверхности кровли, в линейке Krause заменила значительно более удобная перекидная скоба.

Их основное предназначение – организовать эвакуацию при пожаре. Любая строительная конструкция подчиняется определенный госстандартам. Не составляют исключения и пожарные лестницы на крышу. ГОСТ-ом регламентируются качество, характеристики и габариты изготавливаемой конструкции.

Отметим некоторые из обязательных стандартов:

  • если высота приспособления превышает 6 м, ее оснащают ограждениями, которые обеспечат безопасность эксплуатации;
  • ступени должны соответствовать нормам безопасности, через них беспрепятственно должны проходить осадки, всевозможные материалы, как жидкости, так и сыпучие;
  • они должны воспринимать нагрузку порядка 180 кг;
  • металлическая лестница должна иметь антикоррозийный защитный слой;
  • при их изготовлении должны использоваться нетоксичные материалы, не имеющие вредных выделений при горении;
  • максимальная горизонтальная нагрузка на ограждения составляет 54 кгс.

После сдачи в эксплуатацию обязательной процедурой является испытание пожарных лестниц и ограждений крыш . Ее повторяют с периодичностью пять лет, однако, внешний осмотр рекомендуется выполнять каждый год. При визуальной проверке, в частности, обращают внимание на появление:

  • ржавчины, которая, как известно, может вызвать разрушение конструкции;
  • трещин в балках и дефектов в проваренных швах и т. д.

Как сделать лестницу для работы на крыше своими руками ↑

В частном секторе чаще устанавливается деревянная лестница. Причины очевидны, ведь по сравнению с металлопрофилем древесина более распространенный и простой в работе материал. Чтобы сделать ее своими руками из дерева, понадобятся:

  • брусья и бруски из дерева и доски разной длины;
  • длинные гвозди и саморезы;
  • необходимые инструменты.

При выборе материала, исходят из условий, которые обеспечат будущей конструкции качество и надежность.

Если речь идет о кровле из шифера или ондулина, то учитывая хрупкость этих материалов, лучше подобрать доски, имеющиеся большую ширину. Чтобы волны при использовании конструкции не повредились, то ширина изделия должна быть кратна амплитуде волны. К примеру, если этот шаг равен 100 мм, то расстояние от одной оси приспособления до другой может равняться 500, 600 или 700 мм. В этом случае оно ляжет на кровлю ровно, а покрытие останется целым.

Поперечины изготавливают из брусков, так как на них не только удобно стоять при работах на крыше, но и присесть. За такую ступеньку при необходимости можно и держаться. Широкая доска таких возможностей не дает.

  • Для начала определяются с длиной лестницы. Количество ступенек лучше подобрать в соответствии со своим ростом. Лишние ступеньки утяжеляют ее, что создает дополнительную нагрузку на кровлю. Согласно с полученным значением нарезают доски для боковин, затем прибивают бруски, которые будут служить ступеньками. После забивания, 100-миллиметровые гвозди утапливают с обратной стороны в теле досок, чтобы уберечь от повреждения покрытие кровли.

  • Далее можно переходить к крюку, которым конструкцию цепляют к коньку. Он должен выступать за коньковый прогон, поэтому его длина должна превышать 30–40 см. В качестве противовеса с противоположной стороны кровли приделывают тяжелую доску. Особое внимание уделяют надежности крюка, ведь он должен противостоять не только весу конструкции, но и человека на ней. Его не только прибивают к лестнице, но и дополнительно закрепляют металлической накладкой или уголком.
  • Для крепления толстых досок, из которых делают крюк, используют гвозди длиной 150–200 мм. При этом должен учитываться уклон скатов. Для регулирования угла, который образуют крюк и основание, используют особые клинья или подпиливают крюк под требуемым углом.
  • Необходимо позаботиться также и о том, чтобы конструкция не скользила. Сделать это можно разными способами, например, набивать снизу ребристую резину.
  • Если расчеты оказались ошибочными, и конструкция окажется короткой, то ее можно нарастить, используя доски, прибитые внахлест.
  • На доске не может быть ничего лишнего: ни крючков для инструментов, ни одежды, ни ничего иного. Для этого существует специальный строительный пояс.Нарушение этого правила может иметь порой непоправимые последствия.
  • Работы на крыше лучше проводить вдвоем.

Как правильно делать зацепы на крыше

Компания «Скалодромы Жужа» изготавливает зацепы с доставкой по России

Вокруг рынка зацепов вертится все современное скалолазание. Скалы скалами, а тренировки проходят под крышей на искусственном рельефе. Зацепов, насколько я себя помню, не хватало всегда. Стоят они безумно дорого, а ломаются с завидной регулярностью. Всегда завидуешь, когда смотришь видео буржуйских скалодромов, где и свободных отверстий уже нет, не говоря уже о нехватке зацепок. Впрочем, там у них другая экономическая ситуация — и денег больше, и цены меньше (хотя тамошние клаймеры тоже негодуют и изворачиваются самодельщиной). Нам же не остается ничего делать, кроме как мастерить зацепки своими силами.

Вообще, зацепой может служить практически все, что так или иначе можно прикрутить к фанере — болтом или шурупом. Еще несколько лет назад почти любой выезд тогдашнего Стремления на природу заканчивался спиливанием нароста с дерева. Ампутированное заболевание позже покрывалось эпоксидкой с песком, шлифовалось в месте соприкосновения с фанерным щитом и прикручивалось болтом, превращаясь в отличнейший пассив. Прошло уже много лет, а такие зацепы все еще встречаются на скалодромах.

Под ноги вообще можно особо не заморачиваться и крутить плинтуса или рейки — магазины типа Касторамы нам помогут. Ну и наверняка многие кубанцы знают о легендарной зацепе, ранее работавшей стульчаком унитаза, а теперь тренирующей пальцы посетителей одного из скалодромов 🙂

Читать еще:  Как правильно есть грибы псилоцибы

Все эти варианты, с одной стороны, отличаются своей доступностью, значительной дешевизной (или даже бесплатностью), однако все равно не лучшим образом смотрятся на фоне своих коммерческих собратьев. Однако и здесь нам помогут некоторые знания и немного упорства.

С точки зрения производства пластиковая скалолазная зацепка – вещь достаточно элементарная. Добиться приемлемого качества можно всего после нескольких попыток, после чего легко поставить производство зацепов на поток. Самодельные зацепки значительно дешевле, чем покупные. Конечно, вы потратите некоторые деньги на эксперименты, однако освоив технологию, уже никогда не пойдете в магазин.

Поскольку непосредственно состав является самым дорогостоящим компонентом во всем процессе, старайтесь использовать наиболее универсальные формы для своих изделий – чтобы такая зацепка работала со всех сторон и, будучи установленной на стенке разными способами, могла бы использоваться под различные хваты и ситуации.

Алгоритм производства примерно следующий:

1. Купите в цветочном или садовом магазине флористическую пену – это такие блоки для установки цветов в вазу
2. Любым подходящим инструментом придайте такому блоку желаемую форму, после чего возьмите болт с шайбой и продавите им отверстие в форме для последующего крепления к панели.
3. Поместите форму в коробку, которая по размерам примерно на сантиметр больше габаритов. Вполне подойдет картон.
4. Намажьте клеем ту часть зацепки, которой она будет прилегать к стене, и приклейте ее к дну коробки.
5. Теперь тщательно залейте коробку 100% силиконом, стараясь заполнить все пустоты между формой нашей будущей зацепы и стенками коробки. Это самая ответственная часть во всем процессе производства, поскольку любая полость в дальнейшем превратится в острую кромку на поверхности зацепки. Надо буквально вдавить силиконовую массу в заливаемую полость. Как вариант можно посоветовать предварительно разогреть тубу с силиконом в горячей воде. Или смешать силикон с минеральными спиртами, чтобы сделать его более жидким.
6. Теперь оставьте вашу форму застывать на неделю, после чего выньте из нее модель нашей зацепки. В результате мы получили форму для заливки.

Теперь, когда у нас есть форма, можно приступить к отливке зацепов. Купите в хозяйственном магазине жидкую полиэфирную смолу (Polyester Resin) (на ней еще обычно рисуют всякие лодки, машины и прочее), и не забудьте прихватить еще одну тубу отвердителя, потому как нам его понадобится в два раза больше, чем предлагается в поставке. Также в продаже можно найти специальные красители, которые позволят вам получить составы разных цветов.

Для работы обзаведитесь следующим:

  • Маска для защиты от испарений
  • Резиновые перчатки
  • Банка для смешивания (расходный материал, регулярно заменяемый)
  • Что-нибудь для перемешивания состава.
  • Мелкий просеянный песок
  • Силиконовая смазка-спрей для смазывания поверхности формы (чтобы легче было вынуть отвердевшую зацепку)
  • Полиэфирная смола, какая обычно используется для стекловолокна (для экономии покупайте сразу в больших количествах.
  • Тюбик красителя (можно даже пищевого)
  • Защитные очки

Начинаем работу:

1. Одеваем защитные аксессуары (очки, перчатки, маску и т.д.)
2. Засыпаем в форму песок, чтобы определить необходимое его количество.
3. Пересыпаем песок в емкость для смешивания
4. Туда же заливаем смолу и тщательно перемешиваем. Стараемся на глаз определить состояние смеси, чтобы она была не слишком жидкой, но при этом сохраняла необходимую пластичность. Примерно как мокрый песок.
5. Добавляем пару капель красителя и перемешиваем, чтобы получить желаемый цвет.
6. Добавляем отвердитель, стараясь угадать нужное количество. Стоит немного пожалеть – и наша зацепка никогда не отвердеет, добавить больше – можно и пожар устроить. Отталкиваться можно от рекомендаций на упаковке, добавляя к указанному количеству еще немного. Возможно, первые попытки будут не очень удачными, но в дальнейшем вы найдете правильное соотношение.
7. Смешав все в однородную массу, брызгаем смазкой на стенки формы и заливаем состав внутрь.
8. Теперь надо, чтобы состав полностью заполнил все полости, для чего форму следует как следует потрясти, выпустив наружу пузыри воздуха. Когда состав затвердеет, получится ровная шершавая поверхность.
9. Оставляем заготовку на улице и ждем, когда она затвердеет. В зависимости от температуры на это может уйти от одного до трех часов. Чем жарче, тем быстрее это произойдет. Стараемся оставить сохнущие зацепки на солнце. Через указанное время пробуем надавить на состав пальцем. Если он поддается, ждем еще немного. Если затвердел окончательно – выдавливаем получившуюся зацепку из формы и переворачиваем, чтобы дать затвердеть противоположной стороне.
10. Оставляем зацепку на несколько дней, чтобы дать ей высохнуть окончательно, а всем химикатам окончательно выветриться.
11. Шлифуем низ зацепки, придав ему плоскую форму, убираем с поверхности все острые края и зазубрины. Все! Теперь можно лазать.

Старайтесь покупать компоненты состава в как можно больших количествах. Конечно, на стадии эксперимента вам будет достаточно и малых объемов, однако в дальнейшем советуем вам покупать больше – в конечном итоге это сэкономит вам деньги.

Как сделать лестницу для работы на крыше

Как известно, кровля является основной защитой любого здания, как жилого, так и промышленного. Потому каждый, кто строит дом или делает капитальный ремонт крыши, старается выполнить всю процедуру таким образом, чтобы в последующие 25-30 лет не иметь никаких проблем с кровлей. Но у любого владельца частного дома или дачи, бывают случаи, когда, например, необходимо установить или заменить антенну, а также нельзя исключать вероятность воздействия разрушительных стихийных бедствий: ураган, смерч, град и т.д., которые обычно приводят к порче кровельного материала. Тогда малопредусмотрительные домовладельцы, сталкиваются с проблемой: как же взобраться на крышу и осуществить намеченную работу таким образом, чтобы не повредить целые элементы кровли? Решение такого вопроса простое – преждевременно соорудить и закрепить на крыше монтажную лестницу. В связи с этим разберемся, как сделать лестницу на крышу своими руками, а также определимся с основными ее видами.

Типы лестниц для крыши

Обратите внимание! Монтажная лестница для работы на крыше требуется для любого типа кровли, даже, на первый взгляд, прочные полимерные материалы на шатровых крышах, прогибаются под локальным механическим воздействием, а у битумных черепиц осыпается защитная каменная крошка. Все это приводит к деформации защитного слоя и нарушению гидроизоляции.

Наиболее распространенными видами кровельных лестниц являются:

  • пристенные – конструкция выполнена таким образом, что основная часть лестницы имеет продолжение. После того, как лестница подставляется к стене, продолжение заходит на кровлю и по ней можно смело передвигаться;
  • чердачные – берут свое начало внутри дома (на чердаке), а заканчиваются на самой кровле;
  • стационарные – выполняются из дерева или металла, монтируются на крыше, являются несъемными.

Такие монтажные приспособления, изготавливаемые из стали, алюминия или дерева предназначены для монтажа на вальмовых типах крыш. Простота конструкции позволяет самостоятельно (без привлечения специалиста) собрать лестницу из отдельных деталей. Лестница на крышу своими руками – интересное, а самое главное полезное строительное мероприятие, которое в перспективе обязательно оправдает затраченные средства, время и трудовые ресурсы.

Важно! В процессе установки пристенной лестницы необходимо соблюсти все требования техники безопасности. Расстояние от верхней ступени до карниза не должно превышать 10 см, а зазор между лестницей и стеной должен быть минимум 20 см. В том месте, где лестница переходит на кровлю необходимо установить усиленные поручни, для облегчения процесса вылазки на крышу.

Монтажная лестница на двухскатном типе крыши крепится с применением усиленных кронштейнов, которые пропускаются сквозь кровлю для более надежной фиксации. В места соединения обязательно нужно подложить резиновые прокладки, также их можно заменить любым другим герметиком. Секции последовательно соединяются и крепятся к кровле, конечный элемент надежно фиксируется на коньке. От качественно проведенных работ по установке кровельной лестницы, зависит не только эстетика дома, но и жизнь человека, который забирается на крышу.

Требуемые инструменты

В основном монтажную лестницу выполняют из деревянных брусов, в связи с этим, тому, кто решил самостоятельно сделать приспособление для ремонта крыши не обойтись без следующих стройматериалов и инструментов:

  • молоток – нужен для того, чтобы скрепить доски между собой с использованием гвоздей;
  • пила или электролобзик – обеспечит нарезку досок и брусов требуемого размера;
  • рулетка – поможет осуществить разметку;
  • шуруповерт или фигурная отвертка – в случае использования шурупов, позволит их правильно вкрутить;
  • гвозди «сотка» (длина 100 мм) или шурупы;
  • деревянные брусы – 40 х 40 мм, доски – 25 х 60 мм.

Обратите внимание! Длина доски выбирается в соответствии с размерами крыши, потому в каждом случае габариты изделия подбираются индивидуально – единых стандартов в этом плане не существует. Кроме того, лестница для кровельных работ дольше прослужит, если вместо привычных гвоздей использовать каленные саморезы, которые не окисляются и не изнашиваются под воздействием природных явлений.

Создание лестницы из дерева

После того как все инструменты и материалы подготовлены, можно приступать к сборке самой лестницы. Боковые доски будущего объекта должны быть как можно шире, это обезопасит кровлю от механических повреждений, в этом случае вся нагрузка будет равномерно распределена по всей поверхности шифера, металлического профиля или ондулина.

Важно! Приняв решение создавать лестницу из дерева, необходимо обязательно выделить средства на материал, которым будет покрыто (пропитано) дерево. В дальнейшем это увеличит его стойкость к природным явлениям и защитит от паразитов.

  • Длинна лестницы, должна составлять от 70 до 80 % длины крыши, а ее ступеньки желательно выполнить из более крупных брусов (40 х 40 – отличный выбор).
  • Отмеряв боковые доски нужной длины, в дело вступает электрический лобзик: им без спешки отрезаются ровные края, которые далее шлифуются, тем самым вероятность получить травму от острых краев значительно снижается.
  • Потом необходимо расположить доски параллельно друг другу, таким образом, чтобы они были готовы к монтажу ступеней.
  • Как упоминалось выше, ступени крепятся с использованием шурупов или гвоздей. Если выбор пал на шурупы, то в брусках желательно просверлить отверстия, что снизит риск растрескивания материала. После того, как ступени зафиксирована на боковых досках, готовую лестницу рекомендуется тщательно отшлифовать, чтобы она не испортила кровлю.
  • Следующим ответственным моментом является крепление лестницы на крыше. Это процесс сопровождается созданием специального крюка из того же материала, что и лестница. Он, по сути, является своего рода зеркальным отображением готовой конструкции, только не таким длинным. Крюк будет уходить на вторую половину крыши. Главное надежно соединить эти конструктивные элементы между собой, в данному случае можно использовать металлические уголки.
  • Также существует вариант, когда крепится деревянная лестница на конек крыши. Тогда на лестницу предварительно необходимо установить специальные уголки, одна сторона которых фиксируется на боковой доске, а вторая прикручивается с использованием «блошек» или других шурупов по металлу к коньку. Такое расположение монтажной лестницы вдоль конька, обеспечивает большую безопасность при проведении строительных работ на крыше.
Читать еще:  Как правильно выбрать одеяло

Создание лестницы из металла

Основным конструктивным материалом таких лестниц выступает алюминий. Его преимущество в том, что он не поддается коррозии, не создает дополнительную нагрузку на перекрытия и кровлю, а также не требует особого ухода. Алюминиевая лестница для работы на крыше продается в любом строительном магазине в разобранном виде. Владельцу дома, достаточно только ее собрать и надежно зафиксировать по уже имеющимся крепежам.

Монолитные

Также металлические лестницы выполняются из более тяжелых материалов, и они редко бывают наборные. Их обычно сваривают из труб одинакового или разного диаметра, покрывают защитным слоем краски и монтируют на крыше. К недостаткам подобных конструкция относится большой вес, что исключает их использование на кровлях из профнастила, ондулина или рубероида. Кроме того, железную лестницу необходимо периодически шкурить и заново вскрывать краской, в противном случае она быстро прогниет. Железные лестницы могут иметь особую пристенную конструкцию: они берут свое начало на стене дома, поднимаются вверх и далее идут по всей кровле до самой «макушки» дома. Вместе перехода стены в крышу устанавливаются поручни безопасности, они облегчают процесс подъема.

Обратите внимание! Большим достоинством пристенной железной лестницы является использование ее как запасного выхода. Но для этого необходимо оборудовать крышу изнутри (будь, то чердачное помещение или второй этаж) специальным лючком, который в экстремальном случае легко демонтируется и служит аварийным ходом. В таком случае по лестнице можно спуститься и спастись от пожара.

Важные акценты, которые обязательно нужно учитывать при устройстве лестницы

Разобравшись с тем, как сделать кровельную лестницу своими руками, необходимо остановиться и особенностях ее монтажа и эксплуатации:

  • Очень важно понимать то, что лестница на крыше, особенно при более острых углах ската кровли, должна иметь повышенную надежность и усиленные крепежи. Для большей безопасности на крюке с противоположной стороны можно создать деревянный противовес из более тяжелых видов досок.
  • Также специалисты категорически не рекомендуют крепить к лестнице какие-либо крючки, которые, по мнению владельца дома в будущем помогут обходиться с инструментами. Это мнение ошибочно с точки зрения безопасности, поскольку человек может случайно зацепиться об один из таких крючков и пораниться, а как известно рваные раны очень болезненны и заживают дольше.
  • Не стоит выполнять работу по сборке и креплению лестницы на крыше в одиночку. Это может усложнить данную процедуру, кроме того работа на высоте без страховки опасна для жизни. Создание лестницы происходит внизу, а ее подъем осуществляется с использованием строительных лесов, это позволит сохранить конструкцию в целостности и оградить себя от опасности.

Кроме того, нужно помнить самое главное правило (неписаное) строителя: «Если один какой-нибудь крепеж деформировался или того хуже вышел из строя и нет возможности его заменить, или место для крепежа слишком хлипкое, то лестницу обязательно нужно переставить в другое более надежное место». В один из «ответственных» моментов, это может спасти жизнь.

Зацепы для скалодрома — виды зацепок и способы их хвата

Скалолазание как вид активного проведения досуга набирает всё большую популярность среди населения. И для того, чтобы попробовать себя в скалолазании, теперь не обязательно ходить в горы или выезжать на скалы.
Сейчас в черте города очень популярны скалодромы с искусственными зацепами, благодаря чему можно оттачивать своё мастерство скалолаза практически не выходя из дома или офиса.

Как известно, лучший способ стать хорошим скалолазом – это начать лазить. Регулярные тренировки позволят вам быстро нарастить мышечную силу и прокачать выносливость. Лазание на скалодроме позволит отрабатывать различные положения тела в пространстве, имитируя движение на настоящем рельефе. Но еще одним очень важным аспектом развития ваших навыков лазания является изучение типов зацепок и способов их захвата.
Скалолазные зацепы включают в себя огромное количество форм, начиная от «мизеров» и заканчивая огромными «рельефами». Некоторые из зацепок имитируют настоящий рельеф, другие – просто для удовольствия. Но в любом случае, изучив доступные формы зацеп и способы их захвата, вы значительно повысите свой уровень лазания. Итак, приступим к обзору!

Карманы – лучшие друзья скалолазов. Карманы, как правило, это легкозахватываемые зацепки с хорошим углублением под пальцы. Их можно удерживать всей кистью, а иногда даже двумя руками, не прилагая при этом больших усилий. Трассы для новичков или детские трассы чаще всего состоят из карманов различных размеров. На трассах для продвинутых спортсменов кармашки будут располагаться на потолках и карнизах. Большие и комфортные карманы так же удобно использовать для отдыха на трассе.

По форме такие зацепки очень напоминают карманы, но по размеру значительно уступают им. Хотя они и небольшого размера, но позволяют сделать достаточно удобный и прочный хват первой или второй фалангами пальцев. Такие зацепки имеют специальный выступ – упор для большого пальца, используя который, вы значительно уменьшите усилия, необходимые для удержания зацепы. Самый эффективный способ удержания на маленьких кармашках – это прямая рука и прямое запястье.

Зацепы-полочки относятся к группе зацеп для продвинутых скалолазов. Для удержания полочки необходимо прилагать некие усилия, брать их тяжелее чем мини-кармашки. Как правило, они не имеют поднутрений, а форма зацепы состоит из перегибов на гранях в 90 градусов, потому что фаланги пальцев согнуты на 90 или более градусов при удержании такой зацепы. Обычно они небольшого размера, на сторону которой компактно помещается три-четыре пальца.

Зацепы-полочки относятся к группе зацеп для продвинутых скалолазов. Для удержания полочки необходимо прилагать некие усилия, брать их тяжелее чем мини-кармашки. Как правило, они не имеют поднутрений, а форма зацепы состоит из перегибов на гранях в 90 градусов, потому что фаланги пальцев согнуты на 90 или более градусов при удержании такой зацепы. Обычно они небольшого размера, на сторону которой компактно помещается три-четыре пальца.

Щипки обычно имеют вертикально ориентированное расположение на скалодроме. Они достаточно узкие по своей конструкции для того, чтобы ухватиться за них всей ладонью. Они требуют использование большого пальца с одной стороны и от одного до четырех пальцев на противоположной стороне зацепы для создания большой силы сжатия. Для того, чтобы успешно нагружать щипки, тренируйте пальцы, особенно большой – ему тут отведена главная роль.

Рёбра – это плоские длинные зацепы, с сильно выраженным, «активным» краем и плоской покатой поверхностью с другой. Нагружать такую зацепку можно двумя способами: по аналогии с маленьким кармашком, где нагрузка осуществляется только первыми фалангами пальцев; или же использовать их как полочки, используя в противовес большой палец руки. Способ нагрузки как всегда зависит от размера и положения зацепки на скалодроме.

Пассивы или «слопера» — это одни из самых тяжелых зацепок для хвата. Для удержания пассива необходимо тренировать не только силу хвата, а и понимать, как правильно расположить руку на зацепе и в какую сторону совершать давление во время движения. Если во время использования кармана вам не стоит особо концентрироваться на самом хвате, то во время движения по пассивам, вам необходимо постоянно контролировать положение руки на зацепе.

Слопера, как правило, округлой формы и не имеют ярковыраженного края, за который можно было бы ухватиться. Секрет движения по пассивам заключается в том, чтобы создать как можно большую площадь соприкосновения руки и поверхности зацепы. Именно трение, которое создается между зацепой и спортсменом, удерживает последнего на ней. Вам потребуется немало тренировок для того, чтобы освоить движение по пассивам. Но когда вы научитесь им доверять, вы перейдёте на качественно новый уровень лазания.

Дырки-бублики – это, по существу, округлые зацепы с отверстием внутри. Они могут отличаться формой, размером и структурой, но принцип захвата такой зацепки един: прежде всего следует определить, какие пальцы больше всего подойдут для использования отверстия, обычно это один из самых сильных ваших пальцев — средний или указательный (вам повезло, если влезут оба). В некоторых случаях для удержания в зацепе используется большой палец как основной.

Уже из названия можно понять, что «мизера» — это очень маленькие зацепки, которые чаще всего используются для опоры под ноги.

Рельеф – это действительно большая зацепа, которая занимает много места на скалодроме. Она может быть как замысловатой формы со множеством впадин, выпуклостей и перегибов, так и просто иметь геометрическую форму (шар, пирамида и тд).

Использование рельефа на маршруте развивает мышление, заставляет придумывать и отрабатывать различные варианты его прохождения, ведь использование такой зацепы часто неоднозначное. Иногда весь маршрут состоит из рельефов, например, из треугольников или кубов.

Читать еще:  Как правильно клеить резиновую лодку видео

Отдельного внимание заслуживают детские зацепки. Они не имеют какого-либо специального названия, и очень часто имеют форму животного. Слоны, осьминоги, котики и собачки значительно облегчают понимание ребенком команд тренера, когда малыш ещё не знает цветов, но уже с легкостью отличает черепаху от крокодила.

Мы рассмотрели основные группы зацепов, но на практике форм зацепов огромное разнообразие: пузыри и косточки, пропеллеры и человечки – каждый производитель старается быть оригинальным и неповторимым. В любом случае, только практика позволит вам выучить основные виды зацеп и способы их нагрузки, поэтому тренируйтесь чаще!

Смертельный зацеп

Кто ездит на крышах поездов и как сохранить этим людям жизнь

В Подмосковье 7 июня, катаясь на крыше электрички Фрязино-Москва, погиб очередной зацепер. Как сообщила пресс-служба Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета, тело подростка было обнаружено во время остановки поезда на платформе Северянин. МОСЛЕНТА выяснила, кто такие зацеперы и как сохранить им жизнь.

С приходом летних каникул юные зацеперы гибнут почти каждый день. В результате поражения электричеством на железной дороге только за первую неделю июня тяжелейшие травмы получили трое детей в возрасте от 10 до 13 лет, а двое 16-летних подростков погибли. В прошлом году в Москве при попытках прокатиться на крыше электричек 120 молодых людей получили травмы, 58 из них скончались.

Зацеперство, зацепинг или трейнсерфинг — это проезд на крышах, подножках, других выступающих и не предназначенных для проезда пассажиров частях поездов. Зацепинг известен во всем мире с самого начала возникновения рельсового транспорта и во многих странах был обусловлен объективными причинами: нехваткой мест в вагонах и дороговизной билетов, например. Во второй половине ХХ века зацепинг постепенно превратился в субкультуру, в том числе и в России.

Я часто вижу, как дети бегают по крыше или стоят спиной по направлению движения, либо цепляют пьяные — поэтому и гибнут. Некоторых мы пытаемся снимать, но вообще я считаю, это естественный отбор, каждый должен думать за себя

В интернете есть сообщества зацеперов. В самом крупном из них сегодня почти 8 тысяч пользователей. Там обсуждают модели поездов, время и место сбора зацеперов, участники предупреждают друг друга о дежурящих на станциях полицейских или антизацеперах, а также делятся видео своих удачных «зацепов». В группе также выкладывают видео и фото несчастных случаев с циничными комментариями о том, что гибнут только «непрофессионалы».

«Естественный отбор»

«Тот парень, который погиб на электричке Фрязино-Москва, залез в токоприемник и игрался с электричеством. Вылезая, он то ли по незнанию, то ли случайно наступил не на деревянную ступеньку, как это надо делать, а прямо на железную крышу. В итоге его, естественно, ударило током. А там такой заряд электричества — убивает сразу», — говорит корреспонденту МОСЛЕНТЫ известный зацепер Роман Громов. «Сейчас это очень распространенная тема, когда ребята шатают пантограф (токоприемник на крыше электрички — прим. МОСЛЕНТЫ), чтобы получить токовую дугу — это такая яркая вспышка. На самом деле совершенно бессмысленное занятие. Это делают просто для экстрима. И кстати, это тоже можно делать безопасно, если только не стоять прямо на крыше и соблюдать элементарные правила. А вообще по технике безопасности к токоприемнику нельзя подходить ближе, чем на метр», — пояснил зацепер.

«Зацепинг» — не просто способ сэкономить на проезде, но и экстремальное хобби

Сергей Ермохин / РИА Новости

Роман Громов «катает» уже более 10 лет. Он принципиально не ездит в вагонах электричек, считая, что снаружи комфортнее. Так можно «дышать свежим воздухом, наслаждаться видом, сойти в любом месте и платить за проезд не надо». «Сейчас я влезаю на крышу, только если сзади уже нет места. Цепляться сзади, когда там больше 10 человек, — некомфортно. А по молодости ездил и на крыше, и между вагонами, и под ними. Сейчас мне это уже неинтересно», — объясняет Громов. В начале своей зацеперской карьеры он пытался развивать это движение и даже писал инструкции по технике безопасности и обучал новичков. «Сегодня появилось много молодых людей, которые не соблюдают элементарных правил безопасности. Я часто вижу, как дети бегают по крыше или стоят спиной по направлению движения, либо цепляют пьяные — поэтому и гибнут. Некоторых мы пытаемся снимать, но вообще я считаю, это естественный отбор, каждый должен думать за себя», — резюмирует зацепер.

На платформе пригородных электричек в час пик

Павел Смертин / ТАСС

15-летний Максим «катает» всего три месяца. Он втянулся в это опасное увлечение, глядя на «успехи» своих друзей-экстремалов. Разумеется, его родители ничего не знают. «После первого раза на зацепе я попробовал на крыше и начал кататься каждый день. Сейчас это уже зависимость», — рассказывает он корреспонденту МОСЛЕНТЫ. Максим считает свое хобби безопасным, так как использует веревку с карабином для страховки. «Мне нравится экстрим и ветерок приятный. Парень погиб 7 июня, потому что пытался пантограф шатать. Я бы такое делать не стал. Это страшно», — признался Максим.

Юный экстремал стремится прокатиться на «Сапсане», который развивает скорость до 250 километров в час: «Но это только лет в 18. Хотя за три года там, наверное, слишком много охраны будет». Как объяснил Роман Громов, кататься на «Сапсане» для зацепера — это «духовная практика». «Вот этим я готов заниматься просто ради ощущений. Входишь в такой транс. Это не объяснить. И это не всем дано, конечно», — говорит он.

«Полиции лень их доставать»

Зацеперы утверждают, что забраться на поезд совсем несложно, за этим почти никто не следит. «Не могут же полицейские на станции обходить каждый поезд, поэтому просто залезаешь и все», — рассказывает Громов.

По словам зацепера Максима, на его глазах полиция пару раз снимала ребят с электрички. «Людей на зацепе (на последнем вагоне — прим. МОСЛЕНТЫ) снимали. А тех, кто на крыше, не трогали. Полиции лень их доставать», — отметил он.

Впрочем, зацеперы не слишком боятся полиции, поскольку наказание для них нынешним законодательством предусмотрено незначительное. Как рассказала МОСЛЕНТЕ начальник подразделения по делам несовершеннолетних управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу Елена Коренкова, проблема заключается в том, что согласно статье 11.17, пункт 1 КоАП РФ проезд на подножках и крышах поездов наказывается ничтожным штрафом в размере 100 рублей. «Если поймали совершеннолетнего, то ему выписывают штраф. Если несовершеннолетнего — вызывают родителей, ставят на учет, информируют об инциденте руководство его школы, проводят с подростком воспитательную беседу и отпускают. Этого, конечно, недостаточно», — объясняет она.

Следственный комитет на транспорте хочет, чтобы правилам безопасности на железной дороге учили в школе

Сергей Карпов / ТАСС

Кроме того, по словам Коренковой, охраняются сегодня только новые поезда — «Ласточка», «Сапсан» и некоторые другие. «Они также оснащены видеокамерами. Что касается старых поездов, их сейчас тоже начинают оснащать видеонаблюдением, но пока говорить о стопроцентном охвате рано», — отметила представитель транспортной полиции по Центральному федеральному округу.

По ее мнению, «необходимо увеличить штраф до 1-2 тысяч рублей, предусмотреть наказание до 15 суток, чтобы дети хотя бы задумывались о последствиях». «Кроме того, важно блокировать сайты зацеперов», — считает она.

Некоторые шаги в этом направлении уже предприняты. Во вторник, 9 июня, первый зампред комитета по транспорту Госдумы Михаил Брячак заявил, что депутаты подготовили законопроект, усиливающий ответственность за зацепинг. Документом предлагается увеличить штраф со 100 рублей до 5 тысяч. Кроме того, вводится штраф до 50 тысяч рублей для перевозчиков. Если же поездка на крыше поезда обернулась аварией или смертью человека, то самому нарушителю, если он остался жив, или должностным лицам, допустившим зацепинг, грозит до пяти лет лишения свободы. По словам Михаила Брячака, поправки в Административный и Уголовный кодексы подготовят за лето и внесут в Госдуму сразу после летних каникул.

Но пока зацеперы больше боятся не полицию, а антизацеперов. В сообществе много записей о том, как «антики» караулят их на станциях и избивают. «Антизацеперы занимаются борьбой с трейнсерферами, снимая их с наружной части вагонов поездов. Они проводят с ними профилактические беседы, привлекают сотрудников правоохранительных органов», — рассказал МОСЛЕНТЕ бывший участник одного из антизацеперских движений Константин Смоленский. Он признал, что «зачастую антизацеперы применяют физическую силу». «И те, и другие бывают вооружены до зубов, хотя им даже нет 18 лет. Пистолеты, биты, кастеты, шокеры — все это неотъемлемая часть снаряжения обоих сообществ», — отметил он.

Смоленский бросил это дело, поскольку считает его бесперспективной: «Антизацеперам никто не помогает. Локомотивные бригады не обращают на них внимания и не способствуют их деятельности».

«Мы — и машинисты, и врачи…»

По мнению Смоленского, «самое отвратительное, что машинистам за этих идиотов «прилетает» ничуть не меньше. Особенно, если летальный исход. В этом году уже зарегистрировано не менее 10 летальных исходов. А в год в среднем фиксируется до 100-120 смертей от зацепинга».

Ужас ситуации в том, что если человек упал на рельсы, то подбирать его тело или то, что от него осталось, предстоит самому машинисту

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector