""

Как правильно делать подушку под тротуарную плитку

Подушка под тротуарную плитку: особенности изготовления

При укладке плитки необходимо соблюдение определённой технологии, без которой процесс будет попросту неэффективным. Нужно помнить много существенных нюансов, но без корректно сделанной подушки под тротуарную плитку всё покрытие станет недостаточно долговечным. Есть несколько подходов к её изготовления, с которыми следует ознакомиться подробнее.

Зачем нужна

Люди порой задаются вопросом, нужна ли такая подушка для укладки тротуарной плитки вообще, либо это просто устаревшая технология, применяемая по старинке. На деле она имеет важное функциональное практическое значение. Она играет роль фильтра, предотвращающего поднятие воды. Если бы не было этой прослойки, влага бы поднималась по вверх и образовывала бы высолы, кристаллизовалась, вела бы к постепенному разрушению конструкции. Дополнительная защита как бы отсекает движение воды, обеспечивая безопасность верха. С ней тротуар будет в хорошем состоянии на протяжении значительного промежутка времени.

Когда осуществляется

Укладка подушки является последним этапом перед непосредственным размещением брусчатки, но перед тем как делать подушку под тротуарную плитку, следует ряд подготовительных обязательных действий, без которых попросту не обойтись.

Это:

  • Подготовка площадки, где будут проводиться соответствующие работы.
  • Разметка, позволяющая упростить задачу в дальнейшем.
  • Выравнивание площадки, если необходимо, создание насыпи.
  • Установка бордюров, ограничивающих выкладываемую площадку.

После этого начинается выкладка прослойки.

Что применять

Применяются две основные альтернативы, песок и щебень. Песок недостаточно подходит, потому что крупные размеры частиц эффективнее справляются с задачей. В итоге чисто песчаная подушка под тротуарную плитку не является столь подходящей. Но щебень недостаточно ровный, потому принято сочетать два материала вместе, делая выравнивающий песчаный слой и поверх него покрывающий слой из щебенки.

Полиэтилёновая плёнка популярна, но не может служить альтернативой ввиду недолговечности. Зато как дополнение она хороша.

При желании можно применять только щебень или только песок, максимальный эффект тогда достигнут не будет, но это в разы лучше чем отсутствие какого-либо промежутка. Хороший компромисс – цементно-песчаная смесь, в которой цемента примерно в три-четыре раза меньше. Принцип её функционирования схож с песчаной, но практические свойства заметно усилены.

Как делается

Рассмотрим, как сделать подушку под тротуарную плитку максимально качественным образом. Берётся песок, обязательно чистый, просеянный, без примесей. Поверхность разравнивается, его ровность проверяется при помощи уровня. Ровным слоем насыпается песок. Натягивается уровень из бечёвки, по которому покрытие выравнивается.

Можно выравнивать при помощи обычных граблей.

Чем ровнее выравнивается, тем лучше. Затем первый слой увлажняется шлангом или лейкой. Не стоит прилагать слишком большое усилие или давать излишне большой напор, иначе всё может размыть.

Когда материал уложен, выкладывается щебень, укладываемый почти по такому же принципу. Он также разравнивается максимально равномерно, выкладка осуществляется ровная. Его нужно немного утрамбовывать, иначе нужной горизонтальности не достичь. Когда щебень доведён до нужной ровности, немного ждут, пока поверхность подсохнет. Далее выкладывают брусчатку. Её укладка осуществляется обычным образом, так же как она укладывалась бы и без защитного промежутка.

Подготовка основания для укладки тротуарной плитки

Чтобы качественно уложить тротуарную плитку, необходимо должным образом выровнять основание под дорожное покрытие. От того, как подготовлена площадка, будет зависеть срок службы плитки и итоговый результат работы по обустройству тротуара.

Какое должно быть основание под брусчатку

Подготовка площадки для монтажа тротуарной плитки требует соблюдения ряда условий. Базовыми требованиями к основанию являются:

  • устройство дренажной подушки для отведения скапливающейся влаги и предупреждения разрушения элементов мощения;
  • укладка гидроизолирующего слоя для предотвращения скапливания излишков воды;
  • обустройство водосточной системы, а также стоковых каналов с учетом уклона местности.

Основание должно быть ровным, чтобы обеспечивать надежную укладку плиточного покрытия.

Обязательно наличие углубления для организации дренажа и предотвращения движения форменных элементов брусчатки в случае проседания грунта.

Многих людей интересует вопрос: «Можно ли класть тротуарную плитку на старое покрытие?» Такая возможность зависит от двух аспектов: состояния непосредственно покрытия и его базы. Если плиточный слой или асфальт не размыт водой, ровный и без просадки, мощение осуществляют без удаления имеющегося покрытия. В иных случаях старую плитку разбирают и начинают работу с нуля.

Как подготовить основу для укладки

Материалы и инструменты

Перед земляными работами необходимо заготовить следующие материалы и инструменты:

  • форменные элементы мощения , бордюры;
  • штыри или колья из металла или дерева;
  • горизонтальный уровень;
  • шланг с рассекателем или обыкновенную лейку для увлажнения подстилающего слоя и основания;
  • уголок из металла, швеллер , а также грабли для разравнивания присыпанной площадки;
  • веник.

Чтобы разметить участок, понадобится бечевка, садовая лопата для удаления верхнего слоя грунта и обустройства траншеи.

Как подготовить основание

Подготовка площадки заключается в снятии почвенного слоя таким образом, чтобы конечное расположение верхнего уровня поверхности основания находилось наравне с кромкой прилегающего грунта.

Глубина снимаемой земли должна быть такой, чтобы поверхность подготовленной площадки была ниже на 2-4 сантиметра по сравнению с прилегающей территорией.

После завершения земляных работ, дно траншеи нужно как следует утрамбовать. Если сверху расположена плодородная земля, то почву лучше не рассыпать около будущего тротуара, а вывезти на клумбы.

Читать еще:  Как правильно выбрать электронную книгу

Стабилизация и подготовка грунта

Если почвенный слой достаточно ровный, работы по стабилизации заключаются в выкорчевывании растительности, засыпке ям и утрамбовке. Если на площадке есть большие неровности, для их устранения пользуются строительной техникой — бульдозером, экскаватором или скрепером. Чтобы проверить, насколько ровная площадка, применяют современные контрольно-измерительные приборы: например, лазерный уровень (нивелир).

Следующий этап — подготовка основания под мощение тротуарной плитки. На данной стадии проводят обустройство дренажной подушки. Последовательность работы:

  • засыпать песок на дно траншеи;
  • утрамбовать, поливая его из лейки или из шланга, разровнять;
  • насыпать гравий средней фракции;
  • сверху добавить песок для выравнивания слоя из щебня, полить его водой , утрамбовать.

Толщина дренажа составляет 2/3 от общей толщины основы и равна 14-15 сантиметрам.

После укладки дренажа проводят гидроизоляцию. На поверхности расстилают материал, который препятствует проникновению воды к верхнему слою.

Лучшим гидроизоляционным материалом считается геотекстиль. Он характеризуется повышенной прочностью и надежной защитой от влаги. Материал не разлагается и не гниет.

Альтернативный вариант гидроизоляции — укладка полиэтиленовой пленки, сложенной вдвое.

Для повышения эффективности отвода влаги гидроизоляционный слой должен иметь небольшой уклон. Этот факт учитывают на стадии обустройства дренажа.

Виды подстилающих слоев и их обустройство

Подстилающий слой представляет собой многослойный «пирог», для укладки которого используют различные сыпучие и каменные материалы. Он выполняет следующие функции:

  • защищает элементы мощения от разрушения зимой вследствие движения почвы;
  • зрительно выравнивает мелкие недостатки на поверхности.

Чтобы выбрать оптимальную технологию организации подстилающего слоя, учитывают условия эксплуатации плитки и тротуарной дорожки в общем.

Когда брусчатка используется для движения пешеходов, применяют песчаную подушку. Если по площадке будет проходить легковой и грузовой автотранспорт, желательно класть плитку на монолитное основание.

Если тротуар имеет незначительный уклон, плитку монтируют на гарцовку (строительную сухую смесь). Применение данного состава позволит добиться надежного скрепления элементов мощения с основой.

Сухая укладочная смесь представляет собой цементно-песчаную или известково-песчаную массу, смешанную в разных консистенциях.

Особенности укладки гарцовки под плитку:

  • состав насыпают на готовое основание в сухом виде;
  • уплотняют и выравнивают по всей площади с помощью виброплит или трамбовок;
  • перед монтажом плитки поверхность подушки немного увлажняют для повышения качества сцепления и вязкости.

Гарцовочный слой подойдет при обустройстве пешеходных дорожек с минимальной механической нагрузкой.

Устройство песчаной подушки обеспечит тротуарной плитке неподвижность по горизонтали и по вертикали. Слой песка должен быть 8-10 см. При малых нагрузках на тротуар достаточно 5 см. Песок утрамбовывают и выравнивают брусом или штукатурным правилом.

Чтобы поверхность песка получилась ровной, вдоль дорожки устанавливают маяки в произвольном количестве.

Песок можно увлажнить для повышения качества уплотнения. Это также обеспечит влагостойкость и долговечность плитки. Мощение дорожки осуществляют на сухой песчаной подушке.

Отсев — это сыпучий материал, полученный при переработке природного камня. В отличие от песка, такой состав характеризуется меньшей усадкой.

Отсев можно насыпать поверх дренажа из щебня. Каждый подстилающий слой должен составлять 10 см. Утрамбовку проводят до тех пор, пока на поверхности перестанут оставаться следы от обуви.

Внимание! Общий слой отсева не должен быть более 20 см.

Чтобы выровнять подушку под тротуарную плитку, пользуются разными способами:

  • металлическими направляющими;
  • правилом с вырезными пазами;
  • деревянными маяками.

Монтаж плитки на отсев — экономичный вариант по сравнению с другими методами.

Монолитное основание

Сущность технологии состоит в формировании платформы из монолита, устойчивой к проблемной почве. Такая база поможет равномерно распределить нагрузки на брусчатку.

Монтаж плитки на основание из монолита считается самым затратным способом. Технология применяется для обустройства дорожек, которые будут эксплуатироваться в условиях повышенных нагрузок.

Монолитное основание подразумевает два варианта:

  1. Монтаж элементов мощения на асфальт. Целесообразно, когда асфальтное покрытие износилось, но демонтаж не проводится. Изношенные фрагменты удаляют и заливают бетоном. Ямки тоже заполняют бетонным раствором, а далее приступают к обустройству брусчатки.
  2. Кладка тротуарной плитки на бетон. Бетонную подушку обустраивают сверху арматурного сетчатого каркаса. Размер ячеек 10 на 10 см. Технология востребована при укладке плиточного покрытия при нестабильных грунтах и в местах с повышенными механическими нагрузками.

Таким образом, выравнивание площадки под кладку тротуарной плитки — важный этап при обустройстве дорожки. Подготовка основания начинается с земляных работ. Осуществляется обустройство дренажа, гидроизоляции, стабилизация грунта. Чтобы обеспечить брусчатке устойчивость, укладывают несущий слой. В зависимости от условий эксплуатации тротуара, в качестве подстилающего слоя выбирают песчаную подушку, гарцовку, отсев или монолитное основание.

Устройство основания под тротуарную плитку

Благоустройство дорожек и площадок вокруг загородного дома – это не менее важные работы, чем строительство фундамента. Именно поэтому основание под тротуарную плитку необходимо правильно подготовить. Если опора будет некачественной, то со временем кладка «поплывет», а плиты будут западать друг на друга, что в свою очередь отразится не только на внешнем виде дорожек, но и на их функциональности.

На сегодняшний день существует несколько доступных технологий по устройству оснований под тротуарную плитку. Рассмотрим их подробнее.

Разновидности оснований

Обычно плитка укладывается на следующие основания:

  • Песчаное. В этом случае тротуарная плитка укладывается на песок и дополнительно фиксируется с помощью ограждающих бордюров.
  • Песчано-цементное. Сухая смесь песка и цемента укладывается на гравийную «подушку».
  • Раствор. Такое основание представляет собой жидкую строительную смесь. В этом случае необходимо подготовит монолитную бетонную основу.

На бетонную основу намного проще укладывать плиты ровными рядами. Также бетон «сглаживает» неровности почвы, поэтому готовая конструкция не будет проседать.

Читать еще:  Как правильно выбрать жену

Однако, стоит учитывать, что укладка на раствор обычно осуществляется в том случае, если плиточные элементы будут испытывать большие нагрузки. Например, если на дорожку будет оказывать действие большегрузная техника или автомобиль. Если же вы планируете только ходить по брусчатке или ездить по ней на велосипеде, то нет смысла делать такую прочную и более дорогостоящую опору для тротуарной плитки.

Еще один недостаток бетонного монолита заключается в проблемах, связанных с отводом воды. Дело в том, что цементная плита не пропускает влагу, которая будет скапливаться в зазорах и щелях между плитами. При наступлении морозов жидкость начнет расширяться, что, в свою очередь, приведет к разрушению плиточных элементов.

Песчаное основание, напротив, хорошо пропускает воду, однако под влиянием влаги такая основа довольно быстро размывается.

Оптимальный вариант – это песчано-цементная подушка под тротуарную плитку. Она обладает хорошей прочностью и пропускает воду.

Определившись с лучшим вариантом укладки опоры под плитку, рассмотрим технологию возведения такой конструкции.

Этапы обустройства основания

В первую очередь необходимо подготовить участок – скосить траву и убрать мусор. На следующем этапе нужно подготовить траншею и произвести засыпку гравия.

Подготовка подушки

Чтобы подготовить траншею для мощеной дорожки, необходимо снять порядка 25-30 см грунта и утрамбовать дно полученного углубления. В качестве подстилающего слоя используется гравий или щебень фракцией 2-4 см, который необходимо засыпать толщиной 10-15 см (2/3 от общей высоты тротуара вместе с основанием) и утрамбовать.

Важно! Лучше засыпать «подушку» в несколько этапов, каждый раз производя трамбовку (желательно с использованием вибротрамбовочного оборудования).

Далее, на гравий укладывается 40-45 мм строительного песка (модуль крупности 1,5 мм), после чего слой смачивается водой и трамбуется.

Установка бордюров

Чтобы плитка не «расползалась», до укладки плиточных элементов, рекомендуется установить бордюры. Они могут быть изготовлены из любых материалов, но если вы хотите сэкономить, то лучше отдавать предпочтение изделиям из армированного бетона.

Бордюрный камень должен быть установлен таким образом, чтобы 60% его высоты находилось под землей.

Укладка цементно-песчаной основы

Песчано-цементная смесь (или гарцовка) состоит из просеянного песка и портландцемента М 400 в пропорции 6:1. Гарцовочный состав укладывается высотой 30-40 мм. После этого смесь необходимо утрамбовать.

На этом подготовка основания под тротуарную плитку завершена и можно переходить к мощению.

Если же вы решили использовать жидкий раствор в качестве основы, то этапы работы будут немного отличаться.

Особенности заливки жидкого раствора

Если вы хотите подготовить надежное парковочное место и в качестве основы выбрали бетонный монолит, то необходимо учесть несколько нюансов:

  1. Высота бетонного основания должна быть на 5-10 см выше, чем цементно-песчаная смесь.
  2. Для монолита также потребуется «подушка», но в этом случае вам понадобится меньше песка (высота слоя порядка 2-3 см).
  3. Так как бетонный монолит не будет пропускать влагу, придется обеспечить дренажную систему. Для отверстий, отводящих воду, подойдут трубы длиной порядка 20 см (длина зависит от высоты основания). На каждый м 2 потребуется по одному куску трубы.
  4. Жидкий раствор состоит из песка, цемента (М 150-200), пластификаторов или гашенной извести и воды. Готовый раствор должен быть достаточно жидким, чтобы его можно было выровнять правилом.
  5. Если по тротуарной плитке будут ездить большегрузные машины, то основание необходимо армировать. В этом случае высота монолита увеличится на 3-5 см.

В заключении

Тип основания необходимо выбирать в зависимости от предназначения дорожки или площадки. Если по ней будут только ходить, то разумнее всего сделать песчано-цементную сухую основу. Для более прочных конструкций потребуется жидкий раствор, но в этом случае придется делать отводы для воды.

Как правильно сделать подушку под тротуарную плитку

Подушка под тротуарную плитку укладывается всегда. При этом обеспечивается устойчивость, надежность и достаточная подвижность покрытия, что позволяет предотвратить его разрушение вследствие пучения грунта. Существуют разные виды оснований: песчано-гравийное, песчано-цементное. При обустройстве стоянки или дороги для автомобилей создается более прочное покрытие — из бетона.

Подготовительные земляные работы

Дальнейшие действия зависят от того, какой вид основания выбран:

  • песчаное покрытие;
  • песчано-цементное;
  • бетонное.

Цементный раствор не готовят при этом, а используют сухую смесь. Заливка водой осуществляется после укладки основания. Для создания бетонного покрытия замешивают цементный раствор. При этом создается опалубка, последовательность действий при подготовке к земляным работам будет уже другой.

Общий этап для формирования любого основания — выемка грунта на участке, где планируется укладывать плитку. Работу выполняют своими руками, т. к. в данном случае не нужно копать глубокий котлован, как под фундамент.

Толщина слоя почвы, который нужно удалить, определяется видом основания: песчаное, песчано-цементное или бетонное. Чем больше материалов при его обустройстве будет использоваться, тем толще слой удаляемого грунта.

Главные критерии, на которые следует ориентироваться, когда производится выемка почвы:

  • площадка, формированная из плитки, должна быть вровень с поверхностью земли, при этом используют столько материалов, чтобы после усадки данное требование выполнялось;
  • если верхний слой грунта рыхлый, допустимо обустраивать покрытие так, чтобы оно было ниже поверхности земли на 2-4 см.

В обоих случаях важно учитывать усадку применяемых сыпучих материалов и почвы. Когда обустраиваются садовые дорожки, тротуары, в большинстве случаев толщина слоя грунта, который снимают, составляет 20 см.

Чтобы сделать более прочным покрытие площадки, отведенной под парковку, дополнительно удаляют еще 8-10 см. В результате глубина небольшого котлована достигает 30 см. Расход материалов увеличится, т. к. в данном случае необходимо создать надежное основание, которое сможет выдержать легковые и грузовые автомобили.

Читать еще:  Как правильно использовать касторовое масло для волос

На этапе снятия слоя почвы удаляют сор, камни, сорную траву. Если поверхностный слой почвы плодородный, не рекомендуется разбрасывать его вдоль площадки, где ведутся строительные работы. Здесь будут прорастать сорняки. Такую почву лучше использовать для обустройства грядок и клумб.

После удаления сора и камней формируется уклон в направлении от строений (не более 3%). Дно траншеи утрамбовывается. Это позволит сделать будущее покрытие более прочным, т. к. снижается риск усадки грунта под весом используемых материалов. Устанавливается бордюрный камень.

Дренажная подушка из гравия

Для укладки тротуарной плитки и участков дороги, на которые не оказывается существенной нагрузки, используют щебень. Средний размер фракций материала составляет 5-20 мм. Рекомендованная толщина слоя — 15 см. Этого достаточно при монтаже покрытия тротуара.

Если обустраивается площадка под машину, важно не только тщательно утрамбовать и выровнять грунт, нужно еще и использовать достаточное количество насыпных материалов. В данном случае слой щебня составит 30 см. Средний его размер — до 40 мм.

Сверху формируется более тонкий слой из мелкофракционного щебня толщиной не более 5 см. Средний размер фракций в данном случае составляет 5-20 мм. Нельзя использовать только мелкофракционный или крупнофракционный щебень. При этом может произойти усадка либо нарушится дренаж.

Гидроизоляция основы

Поверх песчаного слоя можно проложить геотекстиль. Это экологичный материал, который не только защищает основание от сорной травы, а покрытие — от проседания, но еще и позволяет правильно организовать гидроизоляцию верхнего покрытия. Геотекстиль укладывают одним слоем внахлест.

Преимущества такого материала:

  • неподверженность гниению, разложению;
  • длительный период службы;
  • высокая прочность.

Кроме того, благодаря геотекстилю снижается вероятность скопления воды под брусчаткой. Если нет возможности использовать такой материал, применяют полиэтиленовую пленку.

Ее складывают вдвое, но даже это не обеспечит надежной защиты покрытия от воды. Пленка быстро деформируется.

Песчаная подушка

Способов обустройства основания множество, в каждом из них применяется песок. Слой этого материала может формироваться под щебневой подушкой, поверх нее. Кроме того, в процессе укладки плитки тоже используется песок. Он выступает в качестве уплотняющего материала. Если укладывать брусчатку непосредственно на геотекстиль или щебень, надежность покрытия снизится.

Финишный песчаный слой формируется после того, как будет выполнена гидроизоляция. Материал должен быть просеян. Причем наилучшим вариантом является речной песок. Толщина несущего слоя зависит от параметров основания, в большинстве случаев она составляет 7 см. В процессе укладки плитка частично погружается в песчаное основание.

Материал нужно постоянно трамбовать. Для этого используется специальное оборудование. Можно выполнять работы своими руками, в данном случае песок смачивают водой. Перед монтажом брусчатки слой этого материала выравнивают штукатурным правилом.

Песчано-цементное основание

Принцип формирования финишного слоя в данном случае такой же, что и в случае с песчаным основанием. Только вместо чистого песка готовится смесь компонентов. Это позволит сделать покрытие монолитным. Смешивают песок и цемент в соотношении 3:1. После того как будет сформирован финишный слой, его выравнивают. Трамбовать песчано-цементную смесь необязательно.

Трамбовка выполняется в процессе монтажа брусчатки. Когда используется цементно-песчаная смесь, важно выполнять работу в сухую погоду при условии, что влажность воздуха не превышает нормального уровня. При контакте с влагой цемент начинает затвердевать. Это приводит к снижению качества покрытия.

Бетонное основание

Такой вариант выбирают при монтаже парковочной площадки или участка дороги, на который будет оказываться повышенная нагрузка.

Плитка поверх такого покрытия укладывается с помощью клеящего состава. Перед заливкой бетона формируется дренажная подушка.

Основание нужно усилить, для чего используют армирующие прутья. В основе такой подложки под плитку — гидроизоляция.

Благодаря применению влагонепроницаемого материала бетон защищается от воздействия влаги, что позволит увеличить срок службы покрытия.

Составляется схема будущей площадки. Определяются ее размеры, параметры каждого слоя сыпучих материалов. После заливки бетоном изменить их будет невозможно, поэтому важно правильно установить опалубку. Она позволяет придать нужную форму раствору, если поверхность дорожки выше уровня почвы.

При монтаже опалубки используют дерево: щиты, доски. Подойдет и щитовой пластик, ДСП. Одна сторона изделий должна быть плоской. Их фиксируют с помощью предварительно установленных кольев.

Армирование

На дне траншеи формируется песчано-гравийная подушка. Вышеописанный принцип выполнения таких работ можно взять за основу и при укладке плитки на бетон. Поверх слоя щебня располагают армирующий каркас.

Перед заливкой бетона важно определить границу, выходить за которую нельзя. Это позволит создать ровное покрытие. В качестве маяков применяют металлический профиль. Его располагают вдоль всей площадки. Можно использовать профили для гипсокартона.

Они выполнены из оцинкованного металла, отличаются существенной длиной. Крепятся маяки с помощью небольшого количества цементного раствора. Профили располагают параллельно друг другу на некотором расстоянии (не больше длины штукатурного правила).

Заливка бетона

Применяют цемент М400 или М500. Перед заливкой ребром устанавливают листовой материал любого вида, его толщина не должна превышать 4 мм. Когда цементный раствор затвердеет, листы убирают, в результате получают компенсаторные швы, благодаря которым покрытие не деформируется при перепадах температур.

Раствор готовится с помощью строительного миксера. Сначала смешивают сухие компоненты. После получения равномерной смеси постепенно добавляют воду. Нужно контролировать, чтобы в массе бетона при заливке траншеи не было пустот.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
"
×
×
" Adblock
detector