Как правильно делать малое омовение

Как совершать малое омовение (вуду)?

Вуду (малое омовение) – это омовение и протирание определенных частей тела. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Когда человек при совершении омовения моет руки, ему прощаются грехи, совершенные руками, когда моет лицо, прощаются грехи, совершенные глазами, когда протирает голову, то прощаются грехи, совершенные ушами, когда моет ноги, то прощаются грехи, совершенные ногами при ходьбе» (Муслим, Ат-Тирмизи).

В Священном Коране Аллах указывает нам на способ совершения малого омовения (вуду), который осуществляется перед молитвой, описанный следующим образом:

«О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток»

Священный Коран. Сура 5 «Аль-Маида» / «Трапеза», аят 6

Действия, без свершения которых омовение считается недействительным

1. Мытье лица – 1 раз

2. Мытье рук, включая локти – 1 раз

3. Протирание ¼ части головы – 1 раз

4. Мытье ног, включая щиколотки – 1 раз

Пророк, мир ему и благословение, сказал, что грехи того человека, который, подготавливая себя к молитве, с должным вниманием отнесется к омовению, будут смыты вместе с нечистой водой, как капли, спадающие с кончиков его ногтей.

Как совершать вуду?

По возможности следует повернуться в сторону Киблы, сделать намерение на совершение малого омовения (вуду) ради Аллаха и произнести: Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим – «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». Затем:

1. Вымойте кисти рук до запястья 3 раза: вначале правую, затем левую. Если есть кольцо, нужно сдвинуть его, чтобы под ним протекла вода

2. Если есть возможность, почистите зубы сиваком или зубной щеткой

2. Набирая воду правой рукой, 3 раза прополощите рот, потом 3 раза промойте нос, высмаркиваясь левой рукой

3. 3 раза вымойте лицо (границы лица от начала волосяного покрова на лбу и висках до подбородка (у женщин включая нижнюю часть челюсти) и от правого уха до левого);

4. 3 раза вымойте руки до локтей включительно. Сначала правую руку, потом — левую

5. Намочите правую ладонь и 1 раз протрите ею голову

6. Намочите руки и указательными пальцами протрите внутри, а большими пальцами — снаружи ушных раковин, после чего протрите шею тыльной стороной ладони

7. Наконец, 3 раза вымойте правую, а затем левую ноги до щиколотки включительно, промывая между пальцами

После омовения желательно, повернувшись к Кибле, произнести шахаду: Ашхаду алля иляха илля-Ллах уа ашхаду анна Мухаммада-р-Расулю-Ллах – «Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и я свидетельствую что Мухаммад – Его Посланник».

Также желательно прочитать дуа: اللّهُـمَّ اجْعَلنـي مِنَ التَّـوّابينَ وَاجْعَـلْني مِنَ المتَطَهّـرين الله أكبر – Аллахумма-дж’аль-ни мин ат-таввабина ва-дж’аль-ни мин аль-мутатаххирина! – «О Аллах, причисли меня к кающимся и причисли меня к очищающимся!»

Нежелательные действия (макрух) при совершении вуду:

1. Излишний расход воды. Пророк Мухаммад ﷺ никогда не использовал для вуду (малого омовения) больше 1 литра воды, а на гусль (полное омовение) тратил не более 3 литров воды. И никто не совершал омовение лучше него

2. Чрезмерная экономия воды

3. Плескание воды на лицо или на другие части тела

4. Разговор во время омовения без необходимости

5. Совершение омовения в нечистых местах

6. Сморкание правой рукой

8. Пользование чьей-либо помощью без необходимости

Условия малого омовения

Условиями малого и полного омовений являются:

1. Наличие чистой и пригодной для омовения природной воды.

2. Вода должна обтекать все моющиеся части тела.

3. Отсутствие на моющихся частях тела нечистот и таких веществ, которые изменяют цвет, вкус, запах чистой воды.

4. Отсутствие на омываемых частях тела какого-либо изолятора (лака, клея, краски и т. п.), препятствующего соприкосновению воды с кожей.

5. Необходимо осознавать обязательность данного омовения.

6. Необходимо знать, какие действия омовения являются обязательными (арканами), а какие желательными (сунна).

7. Для женщин обязательно находиться в состоянии чистоты от менструаций и послеродовых выделений.

8. Совершение малого омовения для больных, которые страдают беспрерывным недержанием мочи, газов, кала, и для женщины, находящейся в состоянии истихазы (кровь, выделяющаяся из матки женщины при болезни), необходимо только после наступления времени намаза.

Обязательные действия (арканы) омовения

Арканами, то есть обязательными элементами омовения, являются:

1. Намерение. Оно делается сердцем одновременно с началом мытья лица.
2. Мытьё лица.
3. Мытьё обеих рук, включая локти.
4. Поглаживание головы намоченными руками (масху).
5. Мытьё обеих ног, включая лодыжки.
6. Соблюдение вышеприведённой последовательности исполнения арканов омовения.

Обязательным является мытьё всех омываемых частей тела по одному разу.

Если исполнены все арканы омовения, то омовение считается действительным. Если же не исполнен хотя бы один из этих арканов, то омовение недействительно.

Желательные действия (сунны) омовения

Для увеличения вознаграждения желательно не ограничиваться только исполнением арканов, а по возможности исполнять суннаты.

С намерением выполнить сунны омовения желательно:

1. Направление в сторону Киблы при совершении омовения.
2. Применение сивака.
3. Произнесение перед омовением слова истиазы «Аузу. » и басмалы .
4. Предварительное трёхкратное мытьё кистей рук.
5. Полоскание рта и носа одновременно.
6. Мытьё всех омываемых частей тела выше обязательного (руки мыть до плеч, ноги – до колен).
7. Мытьё всех омываемых частей тела по три раза.
8. Мытьё сначала правой части тела (т. е. правой руки и правой ноги), затем – левой.
9. При поглаживании головы протереть всю голову.
10. Протирание ушей.
11. Протирание рукой омываемых частей тела во время мытья.
12. Разведение бороды, если она густая.
13. Разведение пальцев рук и ног при их мытье.
14. Омовение всех частей тела подряд, одну за другой (без перерыва между ними).
15. Чтение шахады до и после завершения омовения.
16. Выпить из оставшейся после омовения воды.
17. Не разговаривать во время омовения.
18. Желательно читать специальные молитвы в начале и в конце омовения и при мытье омываемых частей тела.
19. Прочитать дуа после омовения, глядя в небо, даже если вы слепой.
20. Не вытирать омытую часть тела (без причины).

Нежелательные действия при совершении омовения

Нежелательными действиями (караха) при совершении омовения являются:

1. Излишняя трата воды (желательно расходовать не более одного литра воды.
2. Омовение каждой части тела более или менее трёх раз.
3. Стряхивание воды с рук.
4. Похлопывание руками по лицу при его мытье.
5. Вытирание полотенцем.
6. Наливание воды при омовении другим человеком.
7. Ведение посторонних разговоров при омовении.
8. Совершение омовения в грязном месте, где на тело и одежду может попасть наджаса.
9. Глубокое полоскание рта и носа во время соблюдения поста.

Читать еще:  Как правильно готовить грибы подберезовики

Когда желательно обновить омовение

Обновить омовение желательно для любого обязательного намаза, после кровотечения – в частности из носа, после дремоты, рвоты, после громкого смеха в намазе, после поклёпа, сплетен, клеветы, лжи. А также после совершения любого греха, после умывания покойника, после перенесения покойного, после того как притронулся к усопшему, при гневе и при сомнении в нарушении омовения. Ибо по другим мазхабам в таких случаях омовение портится.

Случаи, когда особенно желательно находиться в состоянии омовения

В омовении желательно находиться всё время, особенно при чтении наизусть Корана и других религиозных книг, поминании Аллаха, чтении салавата, перед сном, при приёме пищи, посещении праведников и авлия. Кроме того, человек совершает омовение, собираясь посетить мечеть, нося религиозные книги, посещая кладбища или другие святыни (зияраты). При чтении из самого Корана обязательно находиться в омовении, ибо трогать Коран без омовения запрещается.

Что запрещается совершать тому, у кого нарушено омовение

Нарушившему омовение запрещено совершать намаз, суждатилавата (чтение Корана) и шукру (выражение благодарности), дотрагиваться до Корана, нести Коран и совершать таваф (обхождение вокруг Каабы).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Как брать малое омовение (тахарат, вуду) по сунне для женщин и мужчин

Что такое вуду — малое омовение

Вуду́ или реже употребляемое вуду́г (в арабском языкеالوضوء‎‎ al-wuḍū) — означает ритуальное омовение (тахарат), которое является необходимым действием для совершения намаза, прикосновения к Корану и его чтению и желательным для выполнения других видов поклонения.

Нужно сказать, что порядок действий для мужчин и женщин обсолютно одинаковая при тахарате. Поэтому, хотя мы на сайт поставили видео для обоих полов, подробная текстовая часть не разделена на части.

Видео инструкции малого омовения

Видео инструкция по малому омовению для мужчин

Как брать малое омовение для женщин

Как брать малое омовение

Порядок действий при совершении вуду при веден ниже. Соблюдение порядка выполнения действий является сунной.

  1. Намерение в сердце. Это — сунна ритуального омовения
  2. Непосредственно перед началом вуду произношение слов «БисмиЛлях»
  3. Мытье кистей рук (три раза), включая запястье
  4. Полоскание рта (три раза) тремя пригоршнями воды
  5. Полоскание носа (три раза) тремя пригоршнями воды
  6. Мытье лица (три раза) с прореживанием бороды. Границы лица: от начала волос до подбородка включительно и от одного уха до второго. Нужно мыть лицо полностью
  7. Мытье рук, начиная с кончиков пальцев и заканчивая локтями (три раза), начиная с правой руки. Локоть при этом мыть обязательно. Так считают ученые всех мазхабов
  8. Протирание головы (масх). Нужно протереть минимум четверть головы
  9. Протирание ушей один раз после головы (то есть не нужно брать новую воду) – желательное действие (сунна Пророка (с.а.с))
  10. Протирание шеи обратной стороной руки
  11. Мытье ступней ног с щиколотками (три раза), начиная с правой ноги

Желательно произнести после вуду следующие слова: «Я свидетельствую, что нет достойного поклонения, кроме Аллаха Единственного, у которого нет сотоварищей, а также свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник».

Фарды и сунны малого омовения

Фарды вуду (обязательный минимум)

Если нет нужного количества и времени или мало воды, можно совершить обязательный минимум – фард при выполнении вуду. Он состоит из четырех действий.

  1. Омыть лицо один раз
  2. Вымыть руки до локтя включительно один раз
  3. Протереть четверть волос головы мокрыми руками
  4. Вымыть ступни ног до щиколоток включительно один раз

Сунны малого омовения (желательные действия)

  1. Верующему желательно произнести «бисмил-ляяхи ррахмани ррахим» («именем Бога, Милостивого и Милосердного)
  2. Иметь сокровенное намерение в сердце совершить омовение
  3. Трехкратно вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или постараться, чтобы участки под ними оказались промыты
  4. Почистить зубы мисваком или щеткой с пастой для удаления остатков пищи и запаха
  5. Трехкратно прополоскать рот, набирая воду правой рукой
  6. Трехкратно промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь левой
  7. Трехкратно сполоснуть лицо (сунна — количество, один раз вымыть при малом омовении — фард)
  8. Прореживанием бороды пальцами
  9. Трехкратно омыть руки до локтей включительно (сунна — количество, один раз вымыть при совершении вуду — фард)
  10. Протереть весь волосяной покров головы (сунна — объем, протереть четверть — обязательно)
  11. После протереть внутреннюю и внешнюю части ушей
  12. Трехкратно вымыть ноги, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой (сунна — количество, один раз помыть — фард)
  13. Все начинать справа: сначала правую руку, потом левую, сначала правую ногу, потом левую мыть
  14. Брать тахарат без остановки
  15. Соблюдение последовательности в совершении омовения, особенно между фардовыми (обязательными) ее составляющими.

В конце выполнения вуду желательно сказать: «Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ваашхаду анна мухаммадан ‘абдуху варасуулюх. Аллаахумма-дж‘альнии минат-тавваабиин, вэдж‘альнии минэль-мутатоххириин. Субхаанакял-лаахумма вабихамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукя ваатуубу иляйкь. Васалли, аллаахумма ‘аляя сайидина мухаммад ва ‘аля ээли мухаммад». (Я свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Господа, у Которого нет сотоварищей (Он ни с кем не делит Своей власти). И свидетельствую, что Мухаммад — раб Его и посланник. О Аллах! Причисли меня к кающимся и предельно чистым.Восхваляю Тебя, о Господи, и благодарю. Свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя. Прошу прощения у Тебя и каюсь пред Тобою. Да благослови, о Всевышний, Мухаммада и род его»).

Макрух (нежелательные действия)

Кроме суннатов и фарзов существуют еще и действия, которые не желательно совершать во время выполнения вуду

  1. Расточительное использование воды, нельзя открывать кран с проточной воды полностью, давая мощную струю
  2. Безосновательное невыполнение суннатов омовения
  3. Нельзя использовать чужую помощь при совершении омовения, если человек в состоянии сделать это самостоятельно
  4. Пустые и ненужные разговоры во время совершения вуду
  5. Совершение омовения в месте, где явны нечистоты (наджаса). Это не относится к ванным комнатам с совмещенными санузлами при условии, что они поддерживаются в чистоте, тогда «Бисмиллях» произносить надо про себя

Что нарушает вуду

Существуют действия, нарушающие состояние ритуальной чистоты вуду

  1. Все что выходит из заднего прохода и полового органа (кроме воздуха из женского полового органа).
  2. Рождение ребенка без выделения крови
  3. Выход наджиса как кровь, гной из тела, если потечет по телу
  4. Рвота, полный рот.
  5. Преобладание крови в слюне, или их равное количество
  6. Сон лежа
  7. Потеря сознания, опьянение
  8. Сумасшествие
  9. Громкий смех в намазе

Условия, при соблюдении которых, омовение – действительно

  1. Омовение должно быть совершено чистой водой или землей, если вода отсутствует.
  2. Обязательно удалить с кожи все, что мешает доступу воды к коже (краска, воск, лак для ногтей, застывший жир, клей и др.). Если на коже остались незначительные пятна и вещества, которые трудно удалить, то они не делают недействительным малое омовение. Вещества, которые не мешают доступу воды к коже не обязательно удалять (паста авторучки, крем, хна и др)
  3. Должен быть прекращен процесс осквернения. Если в процессе совершения вуду будет выделяться моча, кровь месячных или выходить газ, то тахарат будет недействительным. Люди, страдающие хроническими заболеваниями, являются исключением
  4. Не является обязательным снимать вставную челюсть во время полоскания рта, потому что это затруднение
Читать еще:  Как правильно замочить и сварить горох нут

Вода для совершения вуду

Вуду как и гусль можно совершать любой чистой водой: пресной, газированной, минерализованной и даже соленой морской. По поводу чистоты морской воды Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Морская вода является для вас чистой и очищающей [то есть в полной мере пригодна для совершения малого (вуду’) и полного (гусль) омовений], а умершее в море [то есть все, что живет в море и умерло в нем] пригодно для употребления в пищу».

Для омовения так же можно использовать снег, но при это снег должен таять на коже и делать ее влажной.

Любая вода, которая спускается с небес или проистекает из земли, является разрешенной для того, чтобы использовать ее для совершени малого омовения (вуду’) и полного омовения (гусль).

Как совершается полное и малое омовение

Яндекс реклама

Google реклама

Ритуальная чистота — одна из обязательных условий намаза. Без омовения, намаз считается недействительным. Каждый мусульманин и мусульманка должны располагать сведениями об этих обязательных элементах омовения. Есть два вида — полное и малое омовение.

Полное омовение (гусль)

Полное омовение по другому называется— гусль. Это процесс обливания водой всей поверхности тела полностью. Женщина должна совершить полное омовение после прекращения месячных и послеродового кровотечения а также после интимной близости. При принятии Ислама тоже совершается полное омовение..

Как выполняется полное омовение

Сначала совершается (ният) намерение например такими словами: «Я намереваюсь сделать полное омовение ради довольства Всевышнего Аллаха».
Перед тем как раздеться, необходимо произнести слова: «Бисмиллях» (С именем Аллаха) ибо голому человеку нельзя произносить молитву и разговаривать.

Прежде всего нужно помыть руки.
Подмыться, помыть срамные места, удалить из тела все нечистое.
После этого сначала совершается малое омовение, не омыв только ноги (порядок малого омовения описано ниже).
Трижды облить тело водой, начиная с головы и переходя к правому плечу, после к левому, помыть все тело, в последнюю очередь ноги.
Если волосы заплетены в косы, женщина может их не расплетать, если ничего не мешает доступу воды к корням волос. Вода должна попасть к корням волос, но необязательно волосам.

Полное омовение числится действительным, если человек ополоснул рот, промыл нос и помыл все тело. Точнее говоря, нужно выполнить 3 обязательных действия:

  1. сполоснуть трижды рот;
  2. сполоснуть три раза нос;
  3. помыть полностью все тело.

Этих действий достаточно чтобы находиться в состоянии полного омовения

Как совершается малое омовение

Малое омовение по другому называют вуду.

Порядок совершения малого омовения:

  • Намерение: «Я намереваюсь сделать малое омовение ради довольства Всевышнего Аллаха».
  • Произнесение слова: «Бисмиллях» (С именем Аллаха).
  • Мытье кисти рук до запястий.
  • Полоскание рта три раза.
  • Промывание носа три раза (втягивая воду носом и высморкавшись).
  • Промывание лица три раза.
  • Мытье рук до локтей, три раза.
  • Протирание головы, смачивая всего один раз руки, протирание ушей, не смачивая заново руки и шею тыльной стороной кисти. Следует протереть указательными пальцами внутреннюю сторону ушей, большими — наружную (все это делается всего один раз).
  • Мытье ног три раза. Сначала один раз, промывая между пальцами.
  • Малое омовение портят любые выделения из половых органов и заднего прохода (кал, моча, газы и т.д.), выделение крови, гноя из тела, рвота, потеря сознания, сон (полное омовение при этом не портится).

Если человек не в состоянии полного омовения, то малое омовение будет недействительным. А после совершения полного омовения, заново брать малое омовение не требуется.

Порядок совершения малого омовения

1. Прежде всего необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто ради нахождения в состоянии ритуальной чистоты[1]. При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце, но произнесение намерения вслух все же желательно.

2. Как и при выполнении любого другого богоугодного дела, верующему желательно произнести «бисмил-ляяхи ррахмани ррахим» («именем Бога, милость Которого безгранична и вечна»), тем самым прося Божьего благословения и помощи.

3. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или, слегка двигая, постараться, чтобы кожа под ними оказалась промыта[2].

4. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.

5. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь с помощью левой.

6. Трижды вымыть лицо.

7. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначала правую, затем левую)[3].

8. Протереть мокрыми руками волосы головы (минимум ¼ часть волос)[4].

9. После промыть руки и протереть внутреннюю и внешнюю части ушей[5]; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею[6].

10. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем – левую[7].

После или в процессе омовения человек может высушить омытые части тела, воспользовавшись полотенцем.

В конце желательно[8] произнести следующие слова:

«Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх. Аллаахумма-дж‘альнии минат-тавваабиин, вэдж‘альнии минэль-мутатоххириин. Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукя ва атуубу иляйкь. Ва салли, аллаахумма ‘аляя сайидина мухаммад ва ‘аля ээли мухаммад».

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إلَهَ إلاَّ الله ُ وَحْدَهُ لاَ شَريِكَ لَهُ

وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ

اَللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ التَّوَّابِينَ

وَ اجْعَلْنِي مِنَ المْتُـَطَهِّرِينَ

سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ إلَهَ إلاَّ أَنْتَ

أَسْـتَـغـْفِرُكَ وَ أَتوُبُ إلَيْكَ

وَ صَلِّ اللَّهُمَّ عَلىَ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ مُحَمَّدٍ

«Я свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Господа, у Которого нет сотоварищей. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Его и посланник. О Аллах! Причисли меня к кающимся и предельно чистым. Восхваляю Тебя, о Господи, и благодарю. Свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя. Прошу прощения у Тебя и каюсь пред Тобою. Да благослови, о Всевышний, Мухаммада и род его».

Пророк (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас совершит омовение и скажет после этого: «Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх. Аллаахумма-дж‘альнии минат-тавваабиин, вэдж‘альнии минэль-мутатоххириин. Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукя ва атуубу иляйкь», для того откроются восемь врат Рая, через любые из которых он сможет пройти [если смерть постигнет его]»[9].

Читать еще:  Как правильно боксировать в домашних условиях

По мнению великого мусульманского богослова имама ан-Навави[10] и других ученых, «произносить эти слова желательно и после полного омовения (гусль)»[11].

По поводу иных молитв (ду‘а), произносимых некоторыми верующими во время омовения, имам ан-Навави отмечал, что «молитвы (ду‘а), читаемые некоторыми при омовении во время промывания отдельных частей тела, канонически не обоснованы и не упоминались богословами раннеисламского периода»[12]. Кроме того, согласно мнению богослова Ибн ас-Салаха[13], «о необходимости или желательности этого [т.е. произнесения молитв-ду‘а во время промывания отдельных частей тела] нет ни одного достоверного хадиса»[14].

Из всего вышесказанного следует, что желательным и канонически обоснованным является омовение, начатое с именем Творца (со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим») и завершенное вышеприведенное молитвой.

Вода для омовения

Омовение можно совершать любой чистой водой: пресной, газированной, минерализованной и даже соленой морской. О разрешенности последнего сказано в одном из достоверных высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Морская вода является для вас чистой и очищающей [то есть в полной мере пригодна для совершения малого (вуду’) и полного (гусль) омовений], а умершее в море [то есть все, что живет в море и умерло в нем[15]] пригодно для употребления в пищу»[16].

Кроме того, для омовения можно использовать снег[17], при условии, что он тает от тепла тела и протираемая поверхность становится мокрой (влажной)[18].

Вода, спускающаяся с небес и проистекающая из земли, во всех формах является разрешенной для использования при совершении малого омовения (вуду’) и полного омовения (гусль)[19].

В Священном Коране сказано:

«Мы [«Мы» указывает на величие Творца, но никак не на Его множественность] низвели с небес воду чистую, очищающую» (см. Св. Коран, 25:48).

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются] по намерениям» (хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). Мнение богословов едино в том, что для получения пред Всевышним вознаграждения (саваб) за совершение правильного и благого действия необходимо присутствие намерения. Намерение же с канонической точки зрения – это вознамеренность сердца (души) непременно совершить что-либо. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 490.

[2] Лаки, краски, клей, оставшиеся на руках, препятствуют проникновению воды к коже и ногтям, поэтому следует внимательно отнестись к процессу удаления этих веществ. Однако если по роду своей профессиональной деятельности человек постоянно пачкается красками или лаками, то для него достаточно поверхностного очищения. Он подпадает под положение « ‘умумуль-бальва», ему канонически прощается («ма‘фуввун ‘анх») то, что смыть сложно. Важна естественность, а усложнения и сомнения – от Сатаны.

Покрытые лаком ногти женщины никак не связаны с совершением молитв и не влияют на их полноценность. А вот что касается полного омовения (или малого), то они будут недействительны, если совершены с покрашенными ногтями, так как вода из-за лака не проходит к ногтям, следовательно, не омываются те части тела, которые при данных ритуальных гигиенических процедурах должны быть омыты. Касательно полного омовения имеется один нюанс: если после его совершения женщина вспомнила, что случайно забыла снять лак, то ей не нужно вновь его повторять, а достаточно будет просто промыть ногти, предварительно очистив их.

Наиболее практично, если женщина пользуется лаком во время месячных, когда молитвы она не совершает.

[3] «Пророк любил во многих делах начинать справа: в использовании воды при омовении, при причесывании и при надевании обуви» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима). См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 300, хадис № 720. Возможно, что в ритуалах, в которых правая сторона предшествует левой, отражается общечеловеческое представление о том, что правая сторона символизирует добро (ср. русское «правда», «правота», «праведность»; английское «right» – «правый», «правильный», «справедливый»; немецкое «richtig» – «правильно» от «recht» – «правый» и т.д.).

[4] 1/4 часть – это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже легкого движения влажной кистью руки по волосам. При желании можно протереть весь волосяной покров головы, что является сунной.

[5] Для женщины нет необходимости при этом вынимать серьги из ушей.

[6] Те ученые, которые говорили о протирании шеи, относили это к категории возможного (адаб). Большая же часть богословов считала, что протирание шеи не имеет никаких канонических обоснований.

[7] На случай крайней нехватки воды или времени можно ограничиться пунктами № 1, 6–8, 10 без трехкратного повторения. К этим пяти пунктам ученые шафиитского мазхаба добавляют шестой – последовательность в совершении пяти упомянутых.

Если на ту часть тела, которая должна быть обязательно омыта при совершении омовения, наложены гипс или водонепроницаемая повязка, то человек протирает поверх нее влажной рукой. В данном случае это засчитывается как фактическое омытие водой.

[8] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 255.

[9] Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима, Абу Дауда, Ибн Маджа и ат-Тирмизи.

[10] Яхья ибн Шараф ан-Навави (1233–1277) – выдающийся имам, мухаддис. Его наиболее известные труды – «Рияд ас-салихин», «Арба‘унэ ан-нававия», «Минхадж ат-талибин».

[11] См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 1. С. 80.

[12] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80.

[13] Абу ‘Амру Такыюддин ‘Усман ибн Салах (?–1245) – шафиитский факых, известный мухаддис и комментатор (муфассир) Священного Корана. Вел преподавательскую деятельность в Дамаске, где и скончался. Среди его трудов – «Аль-фатава», «Аль-амали», «Ма‘рифату анва‘и ‘ильм аль-хадис», «Шарх аль-васыт».

[14] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80; аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 126, 127.

[15] Подробнее о том, что из морепродуктов можно употреблять в пищу, см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. М., 2003. С. 54, 55.

[16] Данный хадис был передан семью сподвижниками Пророка. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 4. С. 49, хадис № 1243, «сахих», а также С. 51, хадис № 1244, «хасан».

[17] Здесь подразумеваются исключительные ситуации, когда человек, живущий в северных широтах, в силу обстоятельств не может воспользоваться теплой водопроводной водой.

[18] См., например: ‘Аляуд-дин ибн аль-‘Аттор. Фатава аль-имам ан-навави [Фетвы имама ан-Навави]. Бейрут: аль-Башаир аль-исламийя, 1990. С. 26.

[19] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 265.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector