Домашний логопед говорим правильно

Учимся говорить правильно. Домашний логопед

Описание: Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного (от 5 лет) и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а также для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Ребенок научится верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Также малыш познакомится с основами письменной речи, увидит связь буквы и звука, приобретет навыки чтения. Увлекательные задания помогут расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.

Программа содержит четыре раздела:

Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.)
Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов)
Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка)
Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста)

Особенности продукта:
Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения
Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи
Несколько уровней сложности в каждом задании
Программа разработана совместно с учителями-логопедами
Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей

Минимальные системные требования:
Операционная система: Windows 98/2K/XP/2K3/Vista/7
Процессор: Pentium® III
Оперативная память: 128 МБ RAM.
Разрешение экрана: 800х600

Логопедические упражнения детям 4-5 лет для развития речи дома

Речь для детей 4-5 лет является основным способом социализации. Именно в это время они начинают активно разговаривать, заводить знакомства, логически мыслить и рассуждать. Родителям важно не упустить момент и начать ставить правильную речь чем раньше, тем лучше. Если ребенку уже четыре года, самое время этим заняться.

Речевые особенности детей 4-5 лет

В этом возрасте дети начинают активно пополнять свой словарный запас. Так, к 5 годам в среднем у ребенка уже около трех тысяч слов в запасе. Кроме этого, пятилетки начинают создавать более сложные конструкции предложений. Если раньше они состояли максимум из 3-4 слов, то в этом возрасте одно предложение может насчитывать до 10 слов.

Логопедические занятия для детей 4-5 лет очень важны

Не всегда предложения, выдаваемые ребенком в возрасте 4-5 лет, логически правильно построены. Если ребенок рассказывает долгую историю или пересказывает сказку, его не нужно поправлять, если потерялась основная мысль или логика. Для этого возраста это в пределах нормы.

Обратите внимание! Также в пять лет часто дети не только рассказывают, что увидели или услышали, но и сами составляют истории, не опираясь на свой жизненный опыт. Это лишь еще раз подтверждает правильность развития. Нелепые истории — одна из его составляющих.

Основные характеристики речи ребенка в 4-5 лет

К пяти годам ребенок уже начинает различать звуки и способен определить присутствие или отсутствие того или иного звука в определенном слове. В норме в период 4-5 лет ребенок уже должен закончить формирование произношения определенных звуков и букв, которые раньше давались с трудом. Так, например, в 4 года уже должны в речи присутствовать все шипящие звуки. А к 5 годам ребенок должен освоить такие сложные звуки, как «л» и «р».

На практике далеко не всегда все так идеально и больше половины детей имеют некоторые речевые отклонения. Встречается следующая недоразвитость речи:

  • фонетическая;
  • фонетико-фонематическая;
  • общая.

Важно! Говоря проще, дети не узнают, не различают или испытывают серьезные трудности с произношением звуков.

Как правильно проводить занятия дома

Не обязательно сразу бежать к логопеду. Для начала можно попробовать упражнения для логопедических занятий для детей 4-5 лет дома. Они помогут ребенку освоить правильную речь, научиться слышать и произносить недостающие звуки.

С детьми обязательно надо заниматься дома, чтобы они научились правильно произносить звуки

Обычно логопеды советуют соблюдать такие несложные правила:

  • Занятия должны выполнять каждый день, обязательно в дружественной для малыша обстановке.
  • Обязательно проводить уроки в игровом виде. Важно увлечь ребенка, чтобы задания не казались ему скучными и неинтересными. Можно даже устроить как будто соревнования, кто лучше или быстрее выполнит задания.
  • Нельзя критиковать и делать ребенку язвительные замечания. Так охота учиться чему-то новому пропадет совсем. Обязательно хвалить малыша, когда он справляется с поставленной задачей. Даже если что-то не получается, нужно хвалить за то, что он старался.
  • Для занятий обязательно использовать литературу, которая призвана помочь родителям самостоятельно заниматься ребенком. Есть специальные справочники по логопедии, где много всевозможных упражнений для малышей, а также рекомендации для родителей.
  • Логопедическое упражнение для детей 4-5 лет можно превратить в удовольствие, если корректировать речь, изучая стишки, скороговорки. Они не только позволят ребенку быстро уловить нужные звуки, но и положительно скажутся на развитии памяти.
  • Надо показывать своему ребенку пример правильной речи. Четко произносить все слова, чтобы малыш понимал и отчетливо слышал, что ему говорят. Разговаривать с ним надо как можно больше, вести беседы на любые темы, рассказывать разные истории.
Читать еще:  Есть в наличие как правильно

Качественная разминка для губ и языка

Разминка губ и языка играет важную роль в формировании правильной речи.

Обратите внимание! Малыш начнет произносить слова четче, не проглатывая окончания.

Занятия в качестве разминки :

  1. Растянуть губы в улыбке, не показывая зубы. Улыбаться нужно стараться как можно шире.
  2. Вытягивать губы вперед, как будто они хоботок слоника.
  3. По очереди надувать то одну, то другую щеку, потом в том же порядке втягивать их.
  4. Открыть рот и тянуть нижнюю челюсть как можно ниже, при этом держась языком за небо.
  5. Открыть рот, высунуть язык. Затем убрать его в рот. Делать такое упражнение на протяжении 15 секунд.
  6. Вытащить язык и дуть на кусочек ватки на столе, пока он не упадет со стола. Дуть губами запрещено.
  7. Кончиком языка водить сначала по верхним зубам с внутренней стороны, затем по нижним.
  8. «Почесать» язык зубами, упираясь в нижнюю десну.

Важно! Чтобы добиться видимых результатов, нужно регулярно выполнять эти упражнения. Каждое из них надо повторять не меньше 5-6 раз.

Упражнения для общего развития речи в домашних условиях

Дома необходимо обязательно регулярно проводить логопедические занятия для детей 4-5 лет, упражнения которых включают в себя не только речевую часть, но и гимнастику для органов речи и пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Данный комплекс простых упражнений стимулирует отдел в мозговом центре, который отвечает за правильную речь. Именно поэтому занятия на мелкую моторику нужны не только самым маленьким, но и дошкольникам.

Пальчиковая гимнастика стимулирует отдел головного мозга, отвечающего за правильную речь

Все упражнения делаются по 8-10 повторов:

  1. «Открывание» и «закрывание» пальцев на каждой руке. Сначала по очереди, потом вместе. Постепенно можно увеличивать скорость.
  2. Положить руки на стол: левая касается стола ладошкой, правая — тыльной стороной. Затем одновременно руки надо перевернуть.
  3. Сначала изобразить речку: сложить руки, ладонями вверх, как будто в них набрана вода. Затем изобразить пароход — сложить ладони вместе, прижать большие пальцы друг к другу и поднять их вверх. Потом изобразить приплывших рыбок: прижать все пальцы друг к другу, ладони вместе и сделать руками движения, как будто плывет рыбка.
  4. Изобразить дерево с ветками — руки вертикально, пальцы растопырены в разные стороны. Затем показать корни дерева — в том же положении перевести руки пальцами вниз. Затем показать листопад: быстро-быстро сжимать и разжимать пальцы.

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на развитие языка — главного органа, отвечающего за правильность произношения звуков.

Обратите внимание! Благодаря регулярным тренировкам по артикуляционной гимнастики вскоре ребенок начнет произносить даже самые сложные для него звуки.

  1. Улыбнуться как можно шире, зубы сомкнуты, находятся ровно друг на друге. Задержаться в таком положении и отсчитать 10 секунд.
  2. Вытянуть губы вперед и сделать вид, как будто слон набирает воду хоботом. Задержаться 10 секунд в таком положении.
  3. Изобразить змейку: широко улыбнуться, высунуть язык трубочкой, затем спрятать назад.
  4. Широко открыть рот и делать языком «цоканье», изображая лошадь. При этом важно следить, чтобы у ребенка нижняя челюсть была неподвижной, а работал только язык.
  5. Широко улыбнуться, высунуть язык как можно дальше и зажать его слегка зубами. В таком положении «протащить» язык назад в рот.
  6. Широко открыть рот, высунуть язык и изобразить часы — переставлять язык от одного уголка рта к другому.

Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд.

Игры для развития фонематического звука

Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического звука должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.

  • «Игра в тишину». Эта игра очень простая. Ребенку предлагается на 2 минуты не произносить ни звука и закрыть глаза. Как только время вышло, потом попросить малыша рассказать, какие звуки он слышал.
  • «Хлопок-топот». Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук [ш], то топает ножкой, если звук [р], то хлопает ладошками. Далее взрослый называет разные звуки, а когда ребенок слышит нужные ему, хлопает или топает.
  • «Поймай слово». Суть этой игры проста: ребенку задается слово, услышав которое он должен будет хлопнуть в ладоши. Далее взрослый называет по очереди несколько слов, схожих по звучанию. Как только ребенок услышит нужное ему, должен хлопнуть в ладоши.

Для развития фонематического звука необходимо регулярно играть в логопедические игры

Особенности отработки шипящих звуков

Чтобы научить ребенка правильно произносить шипящие звуки, нужно сначала поставить свистящие. Если ребенок на четвертом году жизни научился произносить свистящие звуки, то с шипящими не должно быть проблем. Поставить их можно с помощью нескольких простых упражнений.

  • «Непослушный язык». Ребенок высовывает кончик языка изо рта. Затем слегка шлепает по нему пальчиками, при этом произнося: «пя-пя-пя».
  • «Вкусное варенье». Нижняя губа оттягивается книзу так, чтобы были видны зубы. А кончиком языка облизывается верхняя губа, как будто там очень сладко. При этом во время выполнения упражнения нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  • «Спрячь конфетку». Рот закрыт. Напрячь язык и дотронуться до левой, потом до правой щеки. Как будто за щекой прячется конфетка.
Читать еще:  Как правильно вести

Упражнения повторять не меньше 5 раз.

Обратите внимание! Постановка звуков родной речи для детей очень важна. Она поможет им не только идти на контакт со сверстниками, но и лучше осваивать дошкольную и школьную программу. В силах родителей помочь детям избежать трудностей в будущем и вовремя поставить правильно звуки.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Советы для родителей. Домашний логопед. Звук С

А если ребенок не поймет, как нужно приблизить кончик языка к зубам?

Тогда можно предложить ему выполнить следующее упражнение «сдуй ватку»: на середину высунутого кончика языка положить маленький кусочек ватки и предложить сдуть её. При этом звук получается явно искаженный, нечистый, но зато и взрослый и сам ребенок может следить за тем, чтобы кончик языка принимал участие в произнесении звука. Для этого обычно бывает достаточно предложить ребенку произнести звук [С] с сомкнутыми зубами.

Если у ребенка получается звук похожий на [Т] /колеТо – колеСо/, на [Ш] /Шуп – Суп/ или звук произносится со слегка высунутым между зубами кончиком языка, подобном английскому, можно рекомендовать нехитрый прием.
Возьмите чистую спичку, отломите головку и положите спичку поперек на передние зубы ребенка. После этого предложите ему, прикусив спичку, сказать: ССС.

Спичка помогает кончику языка принять правильное положение за нижними зубами, и получается чистый звук. После некоторой тренировки ребенок научится произносить его и без механической помощи.

Иногда у ребенка струя воздуха вместо того, чтобы идти по спинке языка, проходит сбоку от него, в таком случае вместо [С] получается своеобразно хлюпающий звук.

В этом случае можно также прибегнуть к механической помощи. Инструментом для вас послужит пластмассовая вязальная спица. Тщательно вымойте ее и положите на спинку языка ребенка так, чтобы острый конец был у вас в руках. Не старайтесь продвигать спицу глубоко (достаточно 2-2,5 см), это может вызвать у ребенка неприятные ощущения. Теперь, сжав спицу зубами, пусть ребенок произнесет звук ССС. Спица, положенная вдоль спинки языка позволит образовать необходимый желобок по которому и пойдет выдыхаемая струя воздуха.
Такой же результат от этого приема получится и тогда, когда ребенок произносит [С] мягко /Сь/ — самалёт – сЯмалёт. Мягкость звука возникает оттого, что приподнимается спинка языка. Спинка придерживает ее и помогает вызвать твердый звук.
Механическую помощь с использованием спички и спицы желательно использовать только по достижении ребенком 5-ти лет.

Когда ребенок научится произносить звук [С], необходимо закрепить его в речи. Закрепление вызванного у ребенка правильного звука происходит в такой последовательности: от звука изолированного к слогам, словам, фразам, от них к картинкам, стихотворениям, рассказам, беседам, к общению с окружающими.
Вот несколько упражнений для закрепления звука [С]:
ССА, АССА, АСС – сани, сапоги, касса, квас.
ССО, ОССО, ОСС – сом, носок, песок, нос.
ССУ, УССУ, УСС – суп, суббота, посуда, фокус.
ССЫ, ИССЫ, ИСС – сын, весы, кис – кис.

Соня стоит у стола и смотрит на книгу. Из теста пекут сайки.

Спит спокойно
старый слон.
Стоя спать
умеет он.

«Соня». В саду стояла скамейка. Соня села на скамейку. Она стала рисовать. Соня нарисовала сад, над садом солнце. Рисунок Соне понравился.

Пользуясь художественной литературой, подберите стихи и короткие тексты для заучивания, насыщенные звуком [С].

ПОМНИТЕ, что очень важно не просто повторять с ребенком подобные слоги, слова и фразы, а ОБЯЗАТЕЛЬНО добиваться в них правильного звучания [С].

Не огорчайтесь и тем более не вините ребенка, если он не сразу выполнит ваши указания. Воспитание правильного произношения процесс тонкий и довольно длительный. Постарайтесь подойти к нему вдумчиво и терпеливо.
Желаю Вам успехов!

Семинар – практикум для родителей Тема: «Домашний логопед» — исправление речи в домашних условиях»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Семинар – практикум для родителей Тема: «Домашний логопед» — исправление речи в домашних условиях»

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе – родители! Кто, как не они, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы, становится самыми главными союзниками, и помогают ребёнку окунуться в прекрасный мир правильных звуков.

Именно для них проводятся индивидуальные встречи, собрания, круглые столы, семинары-практикумы, постоянно обновляется информационный стенд, разрабатываются анкеты, памятки, рекомендации. Ведется «Тетрадь для домашних заданий» – которая, является обратной связью между логопедом и родителями в вопросах преодоления речевого нарушения.

В материале представлены этапы проведения семинара-практикума для родителей старшей группы, чьи дети посещают логопедический пункт в дошкольном учреждении. Раскрыты основные направления коррекционной работы при проведении заданий в домашних условиях.

Оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий в домашних условиях.
Задачи:
1. Расширить знания родителей о значимости логопедических занятий в домашних условиях.
2. Дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания.

3. Сформировать представление о разнообразии методов и приемов выполнения домашних заданий.

4. Обучить практическому использованию разнообразных упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики, речевого материала по автоматизации поставленных звуков.

Оборудование: пособия по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания; дидактические игры и упражнения на развитие звукопроизношения; «Методические рекомендации для домашних занятий с детьми при закреплении произносительных навыков».

1.Знакомство родителей с анализом анкетирования.

2.Выступление учителя-логопеда «Домашнее задание – как средство преодоления речевых нарушений».

Читать еще:  Как правильно клеить автонаклейки

1 . Знакомство родителей с основными правилами работы со звуком. Смотреть Приложение 1

2. Упражнения для развития мышц речевого аппарата. Методические рекомендации . Смотреть Приложение 2

На этом этапе родители ознакомлены с основными правилами работы со звуком, артикуляционными упражнениями и методическими рекомендациями к ним.

Третий этап: Игры и упражнения для развития речевого дыхания. Смотреть Приложение 3.

Знакомство родителей с основными параметрами правильного ротового выдоха и упражнениями, направленными на развитие правильной воздушной струи. Совместная игра.

Четвертый этап: Выполнение заданий по рабочим тетрадям на автоматизацию поставленных звуков. Смотреть Приложение 4

Родители знакомятся с правилами выполнения заданий по автоматизации звуков на разных этапах работы (слог, слово, предложение, стихи, тексты).

Пятый этап: Заключительный этап.

Родителям предлагается лист обратной связи.

1. М. Щетинин «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой», 2007.

2. М.А.Поваляева «Сказки о веселом язычке», 2003.

Выступление на семинаре — практикуме

Тема: «Домашний логопед» — исправление речи в домашних условиях»

Эффективность коррекционно-развивающего процесса зависит от совместной деятельности логопеда и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников, а также позволяющей родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей. К основным задачам сотрудничества логопеда и родителей относятся: формирование мотивации к коррекционной работе с детьми; разъяснения правил развития речи детей; поддержка и закрепление речевых умений и навыков при выполнении домашних заданий.

Логопедическое домашнее задание — это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.

Домашние задания имеют большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, отрабатывается пройденный на занятиях у логопеда материал. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей – логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда.

С самого начала необходимо каждому родителю очень четко обрисовать свою роль в выполнении домашних заданий. Здесь может быть две крайности: одни ретивые родители заставляют ребенка делать их, как школьника, абсолютно игнорируя рекомендации об игровой форме работы, развивая у него все предпосылки для будущей низкой учебной мотивации; другие относятся к этим заданиям крайне небрежно, считая это чем-то необязательным и несерьезным. Родители должны понять, что, не выполняя требований логопеда сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности. Дети воспитываются, прежде всего, на примерах старших. Вот и надо пользоваться моментом, чтобы привить им необходимые в будущем навыки. И, конечно, ни в коем случае не делать задания за детей. Ведь логопед наверняка увидит, что явно выполнено взрослым, и ребенок честно скажет, что это сделала мама, когда он спал. Лучше не сделать вообще, чем учить ребенка такому обману – потом это обернется против самих родителей.

Необходимо, усвоить следующую мысль: если сейчас дети решат, что нет ничего страшного в невыполненном задании, в том, что они забыли принести тетрадь в детский сад, а родители попустительствовали им, то в будущем никто из взрослых не сможет потребовать от них твердого выполнения школьных правил.

Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.

Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребёнка может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Методические рекомендации подскажут родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребёнком, помогут организовать совместную деятельность. Они предоставят ребёнку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребёнку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и предложат выучить стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребёнком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые развивает его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребёнка в школе. Выполнение данных заданий вызовет у детей интерес, снимет психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, позволят быстрее и легче усваивать лексический материал, автоматизировать произношение звуков, овладевать навыками чтения и письма. Отсутствие повторения дома и закрепления полученных навыков ведёт к значительному снижению эффективности коррекционной работы и удлинению сроков коррекции.

Самое главное, что должны понять родители, – без их участия, поддержки результат работы будет минимальным.

При выполнении домашнего задания у многих родителей возникают традиционные проблемы.

не знают или забывают, что задано на дом;

не знают, как приступить к выполнению домашнего задания;

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector